Бакейкин С.Д.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ РЫНКА: ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Рынок для книгоиздания – явление не только новое, но и коварное, непредсказуемое. Это двуликий Янус: он может вознести на верх благополучия и проглотить в мгновение, не дрогнув. Все зависит от того, вы управляете рынком, или он – вами. А чтобы управлять стихией рынка, нужен надежный механизм регулирования, т.е. принципы, методы и средства рыночной экономики, разработанные на научной основе с учетом практики.

В контексте рыночных отношений книга осмысливается не только (и даже не столько) как явление духовное, интеллектуальное, культурное, нравственное, но и как товар, имеющий потребительную стоимость и приносящий прибыль, причем товар отложенного спроса, который приобретен не в первую очередь. Поэтому изучение рынка, его стихийных и закономерных процессов, его деформаций и регулирующих факторов – насущная задача книжных издательств, особенно специализированных, выпускающих, как правило, социально значимую литературу.

В результате книгоиздание пребывает в условиях, полных противоречий. За последние несколько лет количество наименований изданий возросло почти в полтора раза и составило в 2001 г. около 70 тыс. названий, в то же время наблюдается дефицит на отдельные виды изданий, не пользующихся коммерческим спросом, но весьма актуальных в социокультурном отношении. Снижается уровень читательских потребностей, но растет покупательский спрос; падает интерес детей и молодежи к чтению, однако имеет место неудовлетворенный спрос на детскую и юношескую литературу; ускоряется научно-технический прогресса, особенно в области информационных технологий, одновременно идет резкое снижение выпуска научной, особенно монографической книжной продукции и т.д.

Внутренние противоречия книгоиздания усугубляются противоречиями социального характера, вызывающими то скачок, то спад спроса на издаваемую литературу. Причины тому разные: рост цен на товары потребления, не соответствующие пропорциям увеличения заработной платы; повышение уровня образования населения и вместе с тем повышение деловой активности по реализации факторов образования и снижения фактора времени на чтение книги; улучшение жилищных условий и обострение пристрастий к обустройству квартир и насыщению их радио- и видеоаппаратурой, перераспределившей досуговое время современного человека; укрепление миграции населения в города, особенно большие, и связанные с этим “крысиные бега” в поисках своего тепленького места под неоновым солнцем и, как следствие тяга к разрядке в “масс-медиа” и т.д.

Таким образом, в сферу издательской политики включился необычайно широкий круг насущных вопросов, без анализа и решения которых невозможно ведение издательского дела на должном уровне. Издателям приходится на ходу, в соответствии с возникающими ситуациями, использовать или формировать заново адекватные принципы, методы и средства, противодействующие деформациям книжного рынка и стабилизирующие издательскую деятельность в условиях рыночной непредсказуемости.

Одним из основополагающих принципов формирования издательской политики в условиях рынка является принцип системности, предопределяющий решения проблем выпуска и распространения книжной продукции в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с указанными выше факторами. Методы реализации этого принципа обусловлены тем, что положено в основу цели книгоиздания: достижение прибыли, создание социокультурных ценностей посредством книжной продукции или сочетание того и другого в разумных пределах.

В последнем случае вступает в силу принцип паритетности, предполагающей разработку методов, которые позволили бы установить разумное соотношение книги как социально-культурного фактора и книги как товара, обеспечивающего существование издательства. Чрезмерный приоритет первого условия ведет к убыточной экономике издательской деятельности, а уклон в сторону излишней коммерциализации издательской деятельности – к деградации книги и как товара, и как социально-культурного фактора.

В этой связи издательская политика должна предусматривать, в первую очередь, систему книжных приоритетов, которую призвана составить литература детская, учебная, научная, справочно-энциклопедическая, научно-техническая, научно-популярная, классическая, художественная. Внутри каждой из этих областей устанавливаются приоритеты первого ряда: например, в детской – издания для дошкольного и младшего школьного возраста; в научной – монографические работы; в классической художественной – воспитательные издания и т.д.

Принцип книжных приоритетов может быть реализован с помощью целой системы методов: экономического, социологического, моделирования, функционального, структурного и др.; принцип дифференциации при изучении конкретных потребностей населения в книжной продукции – с помощью социологического метода, маркетинговых и конъюнктурных исследований; принцип социальной справедливости – с помощью методов правового, государственного регулирования книгоиздания и книгораспространения, экономического метода и т.д.

Перечисленные принципы и методы, используемые в современной издательской политике, способны обеспечить стабильное функционирование издательства в рыночных условиях, поддержание на соответствующем социокультурном уровне книжной продукции и национальной книжности в целом.

Hosted by uCoz