Адрианова Н.Е.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Все издания в Интернете можно совершенно четко разделить на две категории: собственно сетевые издания и онлайновые версии печатных СМИ. Критериями сравнения традиционных и цифровых периодических изданий могут выступать оперативность, наличие обратной связи, возможности поиска информации, охват потребителей, стоимость и комфортность использования.

Целью любого периодического издания является наиболее быстрая доставка читателю информации, уже имеющейся, но ещё не появившейся в другом издании. В печатном издании, даже в случае его ежедневного выхода, проходит как минимум несколько часов, прежде чем информация попадает к читателю. Информация же в Интернет-издании появляется буквально через несколько минут после события, практически в реальном масштабе времени.

Процесс доставки информации потребителю через печатное издание обеспечивается большим коллективом специалистов разных профессий и квалификаций и требует наличия полиграфического производства. Распространение продукции происходит различными способами через сеть киосков, почтальонами. В Интернет-издании материалы выводятся операторами непосредственно на сайт, что не требует затрат на весь полиграфический цикл.

Одной из основных задач любого периодического издания является возможность обратной связи с читателем. В печатном издании для этой цели служат телефонные звонки в редакцию, почта, встречи с читателями. В Интернет-издании предусмотрена обратная связь с читателями, включая возможность обсуждения статей (электронная почта, гостевые книги, чаты, форумы).

Для поиска информации в печатных изданиях в большинстве случаев надо обращаться в библиотеки, пролистывать подшивки. Создание собственного архива требует вырезания, ксерокопирования, переписывания статей. Почти все Интернет-издания предоставляют следующие поисковые функции: полнотекстовый контекстный поиск (поиск по словам, содержащимся непосредственно в документах); тематический рубрикатор (возможность получения постоянно пополняющихся подборок материала на заданную тему); поиск по датам (выборка информации за любой интересующий период времени); сортировка по адекватности (выдача материалов в порядке смысловой близости документа запросу).

Это возможно в случае, если хранение и обработка информации правильно организованы. Возможно сохранение интересующей информации на компьютере пользователя и ее тиражирование (т. е. происходит повторное использование информации).

В печатном издании расходы на бумагу, полиграфию, а также транспортные расходы весьма велики. Средняя стоимость сетевого издания составляет порядка 100 тыс. долл. (включая аренду линий, серверов и рекламную кампанию) и ежемесячно обходится в 50 тыс. долл. (поддержка парка компьютеров, оплата услуг веб-мастеров и т.д.). Это значительно дешевле, чем печатные издания. А тиражирование информации фактически ничего не стоит.

Информация, предоставляемая печатным изданием, становится известной там, где издается и куда пересылается данное издание (страна, город, район, округ и т. д.). Информация, распространяемая Интернет-изданием, имеет широкий географический охват (весь мир). Только для этого обязательно подключение к Интернету, причём не обязательно с помощью компьютера, но и через мобильные телефоны и другие портативные средства.

Печатное издание имеет жестко установленный тираж. Один экземпляр газеты, журнала читает примерно 2-5 человек. А представленная в единственном экземпляре страница электронного издания читается неограниченным числом пользователей.

Работать с сетевым изданием можно за любым компьютером, подключенным к Интернету. Имеется возможность сохранять интересующие пользователя фрагменты информации на компьютере пользователя и распечатывать их по мере необходимости.

Все эти показатели явно не в пользу традиционных изданий.

В перспективе периодические Интернет-издания будут занимать все большее место в системе информационных коммуникаций. За счет развития мобильных средств связи, позволяющих получать информацию непосредственно на сотовый телефон или КПК, Интернет-издания позволят клиенту всегда получать самые последние и точные сведения. Настраиваемость систем приведет к полной персонализации, когда каждый пользователь будет получать сведения только по определенной им тематике. Интернет-издания будут интегрироваться с другими СМИ и продолжать свое развитие на основе глобальных сетевых технологий.

Несмотря на это, электронные издания вряд ли смогут полностью вытеснить бумажную прессу в течение ближайших 5–7 лет. К тому же нельзя забывать, что единственным и непреходящим преимуществом печатных изданий была и остается возможность их использования без каких-либо дополнительных электронных средств.

Возрастающая конкуренция между поставщиками информации будет заставлять электронные издательства изыскивать новые формы и методы удовлетворения информационных потребностей пользователя.

Hosted by uCoz