Афанасенко Е.Н.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КНИЖНОГО РЫНКА УКРАИНЫ

Система современного книжного рынка Украины формируется под влиянием социально-политической обстановки в государстве, всеобщей информатизации и автоматизации, социально-экономических условий и перехода к рыночной экономике. В результате изменились не только принципы работы субъектов книжного рынка, но и их информационное обеспечение, которое имеет большое значение для успешного функционирования издательств, книготорговых организаций, библиотек, полиграфических предприятий. Несмотря на то, что проблема информационного обеспечения книжной отрасли Украины неоднократно обсуждалась специалистами и рассматривалась на страницах периодических изданий, она по-прежнему остается актуальной и заслуживает особого внимания.

В начале 90-х гг. под влиянием новых условий работы происходит самоликвидация централизованной системы книгоиздания и книжной торговли. Быстрыми темпами идет процесс создания частных издательских и книготорговых организаций. В первой половине 90-х в Украине насчитывалось 26 государственных и около 250 частных издательств и издающих организаций. Одновременно снижается выпуск книжной продукции и покупательская способность, уменьшается объем информации об изданиях. Книжный рынок сразу ощутил дефицит не только книжной продукции, но и информации о ней. Большинство новых издательств не публиковало информацию об изданных ими книгах.

Постепенно ситуация на книжном рынке улучшается. Каталоги издательств становятся необходимым условием их функционирования на книжном рынке (в основном это каталоги за квартал, полгода или год). Кроме того, любая издающая или книготорговая организация не может обойтись без выпуска прайс-листов, буклетов, рекламных проспектов или листовок, которые, в свою очередь тоже содержат важную информацию. Многие издательства сегодня параллельно создают электронные базы данных на выпускаемую ими книжную продукцию. Особое место в информировании книжного рынка занимают специальные периодические издания: ежемесячный журнал для издателей, книгораспространителей и всех неравнодушных к книге ”Книжковий клуб плюс” (основан в 2001 г.), научно-практический журнал для специалистов в области издательского дела, полиграфии и книгораспространения “Друкарство” (основан в 1994 г.), ежемесячный журнал “Книжковий огляд” (основан в 1998 г.), критико-библиографический журнал, информирующий о новинках учебной и научной литературы “Nova книга”, научно-практический журнал “Вестник Книжной палаты” (содержит раздел “Издательское дело”), газета “Книжник Ревю” и др.

Главным органом, аккумулирующим информацию о печатной продукции нашего государства, является Книжная палата Украины. Она занимается статистическим учетом и анализом печатной продукции, созданием и распространением библиографических указателей, электронных баз данных. На сегодняшний день систематически издаются такие государственные библиографические указатели, отражающие книги, журнальные и газетные статьи, ноты, карты, рецензии, новые издания.

Постепенно Книжная палата перешла к компьютерной обработке поступающей информации об изданиях. Благодаря автоматизации библиографических процессов стало возможным создание электронных каталогов и баз данных, сократилось время подготовки и выпуска библиографических указателей. Реализуется программа централизованной каталогизации. Создана соответствующая электронная база данных. Электронные каталоги книжной продукции являются одним из эффективных инструментов работы на книжном рынке.

Для дальнейшего развития системы информационного обеспечения книжного рынка Украины необходимо: совершенствование и развитие информационного обеспечения субъектов книжного рынка Украины, как основы стабилизации и планомерного развития книжной отрасли в целом; тесное сотрудничество издающих и книготорговых организаций с Книжной палатой Украины (в первую очередь это оперативное информирование о своей книжной продукции); создание информационно-библиографической системы “Книги в наличии и печати”, которая обеспечит актуальность информации, быстроту поиска и полноту предоставляемой информации; возможно, целесообразно было бы создать специальные информационные службы, которые бы занимались поиском и анализом информации из каталогов, журналов, баз данных и предоставляли бы ее заказчику (не исключено, что роль подобных центров могли бы выполнять крупные оптовые книготорговые организации).

Создание оптимального информационного обеспечения является необходимым условием эффективного и полноценного функционирования книжного рынка Украины, что, в свою очередь, будет способствовать повышению имиджа государства на международной арене в целом.

Hosted by uCoz