Суворова В.М.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В БИБЛИОТЕКЕ

Наряду с системой образования и средствами массовой информации библиотека как культурный институт подвержена изменениям в содержании своих социокультурных функций, повышая социальную ответственность за качество их выполнения. Со стороны пользователей библиотечно-информационных услуг в диалоге с библиотекой участвуют потребители, характеризующиеся разнообразной мотивацией и высокими требованиями к качеству услуг. Эти изменения в читательской аудитории вытекают и из качественных изменений в информационной среде, из формирования рынка услуг и возникновения конкуренции в различных сегментах этого рынка.

Для того чтобы определить приоритеты интересов пользователя, расширить репертуар библиотечно-информационной продукции и услуг Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии (ЦНСХБ), будучи методическим и координационным центром для 685 сельскохозяйственных библиотек страны, использует статистические методы анализа, методы социального маркетинга и т.п., проводя проблемно-ориентированное анкетирование сети библиотек высших учебных заведений, учреждений среднего профессионального и дополнительного образования, научно-исследовательских учреждений (НИУ) агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ). Обычно анкеты разрабатываются в рамках научно-прикладных исследований и включаются не только в план научно-исследовательской и научно-методической работы ЦНСХБ, но и Россельхозакадемии.

Целью анкетирования сети библиотек НИУ АПК РФ в 2002 г. было исследование состояния библиотечно-информационных ресурсов НИУ для выявления возможностей улучшения обслуживания ученых и специалистов АПК, а также исследование степени использования информационных ресурсов ЦНСХБ библиотеками сети, которые являются посредниками между ученым-пользователем и центральным библиотечным органом отрасли. Анкетный опрос предполагал жесткий порядок вопросов, четкость их содержания и формы, однако из-за того, что респондент во время заполнения анкеты не контролируется, в анкету был включен также и набор ответов-альтернатив, и графа "Ваши пожелания". Апробирование подобной анкеты проходило в 2001 г. на всех типах сельскохозяйственных библиотек, но не принесло ожидаемых результатов, так как первоначально не была учтена адресность анкеты, часть вопросов была направлена на пользователя, часть на заведующего библиотекой. Актуализация анкеты в 2002 г. только для одного типа сельскохозяйственных библиотек и выбор заведующего библиотекой как потенциального респондента существенно изменил содержание ответов и увеличил процент получения заполненных анкет. После завершения трудоемкого этапа сбора первичной информации и сведения эмпирических данных в единую табличную форму начался анализ информации, который необходим для объективной проверки как деятельности библиотек НИУ, так и ЦНСХБ и определения перспектив развития. Проведенное социологическое исследование было достаточно репрезентативным, так как охватывало все зоны и регионы РФ, и позволило сделать следующие выводы. Вследствие сокращения финансирования библиотек/информационных служб НИУ АПК РФ, нарушения плановой системы комплектования фондов текущими документами, особенно иностранными изданиями, произошло ухудшение состояния библиотечно-информационных ресурсов, поэтому библиотеки НИУ не в состоянии полноценно удовлетворять информационные потребности ученых и специалистов, занимающихся разработкой ведущих проблем сельскохозяйственной науки. ЦНСХБ Россельхозакадемии располагает 3 млн. фондом отечественных и иностранных документов, обслуживая всех заинтересованных пользователей, поддерживает электронный каталог, создает отраслевые базы и банки данных, электронную библиотеку знаний, внедряет современные телекоммуникационные технологии, включая электронную доставку документов и т.п. Иными словами, ЦНСХБ, обладая первичной и вторичной информацией, в состоянии удовлетворить современные потребности пользователей как в библиотеке, так и за ее пределами. Однако значительный технико-технологический отрыв ЦНСХБ от подавляющего большинства библиотек сети и почти полное отсутствие в них автоматизированных библиотечных процессов, компьютерного парка, наличия электронной почты, выхода в Интернет лишает возможности продуктивно взаимодействовать как в области современного и качественного обслуживания пользователя необходимой ему информацией, так и корпоративно создавать новые библиотечно-информационные продукты.

Таким образом, прикладное социологическое исследование позволило получить основные результаты и сделать главные выводы, а именно определить политику деятельности ЦНСХБ в области генерирования собственных библиотечно-информационных ресурсов, а также определить возможные пути их распространения для внедрения в практику работы библиотек НИУ, что позволит обеспечить отдаленного пользователя документами как на бумажных, так и на машиночитаемых носителях информации.

Hosted by uCoz