Суслова И.М.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В БИБЛИОТЕЧНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Конструктивность развития менеджмента воплощается в одной его важной характеристике. Процесс эволюции менеджмента – сферический, расширяющий представления о том, что может управление. Каждое новое направление, появляющееся в результате эксперимента, исследования или научного обобщения, приходило на смену предыдущему не как его диалектическое отрицание, а в виде дополнительного вклада в эволюцию теории управления применительно к новому витку социально-экономического развития общества. В процессе развития принимались во внимание ограничения применения той или иной концепции и признавались возможности использования новых направлений.

Процессный подход как концепция управления впервые был предложен еще в 20-е г. прошлого столетия, обозначил крупный поворот в управленческой мысли и широко применяется в настоящее время. В соответствии с процессным подходом управление рассматривается как процесс, состоящий из серии взаимосвязанных действий, называемых управленческими функциями.

Первоначальную разработку этой концепции связывают с именем А. Файоля (1841–1925). Хотя на практике Файоль был связан только с управлением в промышленности, в предисловии к своей классической работе “Общее и промышленное управление” он настаивает на универсальной значимости менеджмента во всех сферах деятельности. Что же такое менеджмент? Ответ Файоля чрезвычайно важен. Сердцевиной его вклада в теорию менеджмента стало определение менеджмента, которое включает пять элементов: предвидеть и планировать (оценивать будущее и составлять план деятельности); организовывать (выстраивать структуру деятельности, как материальную, так и социальную); распоряжаться (поддерживать активность в среде персонала); координировать (работать в тесной взаимосвязи, в гармоническом взаимодействии); Контролировать (наблюдать за тем, чтобы работа осуществлялась в соответствии с правилами и планами).

В этом определении уже видно важное различение статического (организовывать) и динамического (распоряжаться, приводить организацию в действие) аспектов менеджмента. Файоль является самым ранним известным исследователем, давшим анализ управленческой деятельности, анализ, который выдержал почти вековую критическую дискуссию.

Глубина предложенного подхода подтверждается тем фактом, что все последующие перечни и классификации управленческих функций, которые практически содержит каждая публикация по теории управления, расходятся только по числу выделяемых функций или по степени их укрупнения, но не по критериям. Чаще всего называют следующие управленческие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство (коллективом, группой), координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров.

В функциях проявляется сущность, содержание управления, поэтому процессный подход столь эффективен сейчас. Каждая функция – это такая часть управления как целостного процесса, проявление которой является условием эффективности этого целого.

Применение процессного подхода позволяет определить логическую последовательность в реализации функций, установить прочные взаимосвязи различных функций в управленческом цикле, сформировать аппарат (структуру) управления, достаточно точно выявить проблемные зоны и обосновать средства решения перспективных и текущих задач.

Библиотечный менеджмент рассматривает процессный подход в качестве классической, фундаменталистской концепции управления, сохранившей теоретическое и практическое значение в современных условиях. Представление управления библиотекой как совокупного осуществления функций приводит к принципиальному выводу. Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых иерархических ступенях, при любых особенностях библиотеки. Отсюда качественная однородность управления на любых уровнях. Вся сложная и разноплановая совокупность управленческих действий – на любом уровне и в любой библиотеке – может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, составляющих замкнутый цикл управления, отраженный в нижеследующей классификации функций управления библиотекой. Она включает такие стадии управления, как: принятие управленческого решения, реализация управленческого решения, контроль. На первой из них реализуются функции управления – прогнозирование, планирование; на второй – организация, координация, регулирование, мотивация; на третьей – учет, анализ.

Предложенная классификация позволяет внести определенность в некоторые положения библиотечного менеджмента и может служить методологической основой при решении практических задач совершенствования управления библиотекой. С учетом процессного подхода должны рассматриваться, например, пути совершенствования структуры управления библиотекой, методологические основы создания автоматизированных систем управления и др.

Hosted by uCoz