Сокольская Л.В.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЦГБ: ЭТАП МОДЕРНИЗАЦИИ

Опыт передовых в библиотечном деле регионов показывает, что типовая структура как ЦБС, так и ЦБ, предложенная в своё время идеологами централизации, во многом себя исчерпала. Она не учитывает ни задачи, ни специфику современных информационно-библиотечных технологий, ни требования к их современному управлению, ни возможности развития в условиях муниципализации.

Последнее обстоятельство представляется особенно важным. Федеральный закон о библиотечном деле, зафиксировав право библиотек самостоятельно определять содержание и конкретные формы их деятельности в соответствии с целями и задачами, фактически снял табу неприкосновенности с типовых штатов Минкульта РФ. Окончательное закрепление этого права произошло в 1995 г. в утверждённом Правительством РФ “Положении об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства”.

Конкретно на практике это означает, что руководитель организации культуры сам утверждает штатное расписание и устанавливает должностные оклады по согласованию с учредителем, а в условиях повышения полномочий местного самоуправления органам управления культуры предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы по установлению категорий библиотек. Из этого следует возможность признания важными тех существенных различий, которые формируются преимущественно за счет влияния региональной специфики и особых местных задач и условий на организацию и деятельность библиотек. И это обстоятельство создает благоприятные условия для более дифференцированной производственной структуры библиотек одного вида, в частности, ЦБ городских ЦБС.

Какова сегодня организационная структура ЦГБ? В какой мере использованы руководителями библиотек современные возможности её совершенствования? По каким направлениям ведется структурная реорганизация этих библиотек? Для ответа на эти вопросы нами были рассмотрены варианты организационных структур 24 библиотек этого вида. Все библиотеки из регионов Уральского административного округа и Башкортостана.

В целом, прежде всего, следует отметить, что коренных преобразований в организационной структуре ЦГБ не произошло. По основным параметрам она соответствует заложенной ранее типовой схеме. И это вполне закономерно, так как в своем сущностном ядре сохранилась идея библиотеки подобного вида. По-прежнему главенствует функциональный принцип создания структурных подразделений. Это означает, что во всех рассмотренных вариантах структур присутствуют отделы обслуживания, методической, библиографической направленности и создания библиотечного фонда. Однако при общем совпадении этого подхода в ряде библиотек есть и примечательные нюансы.

Ситуация с отделами общесистемного предназначения складывается следующим образом.

Первое. В структуре отделов, связанных с комплектованием и обработкой литературы, четко отразился один из вынужденных (производственных) приоритетов функционирования ЦГБ в современных условиях: сохраняя роль организатора комплектования и обработки литературы для всей ЦБС, собственный фонд использовать, прежде всего, для автономного обслуживания своих непосредственных пользователей. Проявилось это, в частности, в том, что многие ЦГБ отказались от ООИЕФ, отдела нестационарного обслуживания, но создали не предусматривающиеся ранее отделы хранения.

Второе. Сфера методической и маркетинговой службы даже средних по величине ЦГБ – один из наиболее реструктурируемых участков: создаются отделы маркетинга, паблик рилейшнз, издательские. И это тоже показатель современных производственных приоритетов, здесь складываются новые направления работы и формируются новые библиотечные специальности.

Третье. Организационной модернизации подвергаются и подразделения библиографической службы. Прежними типовыми штатами предусматривались только информационно-библиографические отделы. В современных условиях значительного возрастания роли информационной деятельности в ряде библиотек она привела к увеличению специализированных подразделений, в частности, создаются справочно-библиографические и информационные отделы.

Четвертое. Наибольшим разнообразием отличается структура ЦГБ в части подразделений непосредственного обслуживания читателей, обусловленная конкретными дифференцированными задачами в отношении приоритетных для данной библиотеки категорий пользователей или направлений деятельности, т.е. именно в том, что определено нами как социальные приоритеты библиотеки.

Анализ организационных вариантов подразделений обслуживания выявил несколько тенденций. Одна из них – создание подразделений по отраслевым или тематическим подфондам литературы: читальных залов гуманитарной литературы, естественнонаучной литературы, искусств, периодических изданий, краеведческой литературы. Другая тенденция развития структуры обслуживания ЦГБ – создание подразделений непосредственного досугового обслуживания населения.

В современной структуре передовых ЦГБ присутствуют отделы, предвидеть которые типовые штаты советского времени не могли, они в буквальном смысле являются “детищами наших дней”. Это, прежде всего, отделы автоматизации и технических средств (в других вариантах названий – отдел автоматизации библиотечных процессов, отдел новых библиотечных технологий, компьютерный отдел). Подобное организационное решение в ситуации расширяющейся и углубляющейся компьютеризации библиотек следует признать абсолютно правомерным.

Внедрение платных услуг также в ряде библиотек привело к созданию специализированных оргструктур – залогового абонемента, отдела платных услуг.

В наиболее “продвинутых” библиотеках можно встретить еще, к сожалению, экзотические для остальных отделы, например, отдел библиотечного дизайна.

В создании производственной структуры в современных условиях возрастает роль субъективного фактора, представленного как чиновниками органов культуры, так и руководителями библиотек. Насколько библиотечные руководители активны в желании иметь современную структуру, насколько целесообразной она будет признана учредителями библиотеки – эти субъективные моменты выступают сегодня во многом решающими.

Hosted by uCoz