Шилов В.В., Эйдемиллер И.В.

НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВА РЕШЕНИЯ ОСТРЫХ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

К 2002 г. был сформирован основной корпус библиотечных законов и нормативных документов, регулирующих сферу библиотечного дела. Однако часто эти документы входят в противоречие с действующим российским законодательством. В 2002 г. в РНБ был проанализирован с точки зрения отражения в них интересов библиотек массив действующих “небиблиотечных” законодательных актов, которые составили более 60 документов. В их числе гражданский, бюджетный, налоговый, таможенный кодексы, кодекс об административных правонарушениях, Законы РФ “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”, “Об информации, информатизации и защите информации” и др. Составлен свод предложений по корректировке 62 статей, пунктов, подпунктов и т.д. в разных нормативных актах.

Остановимся на основных предложениях. В действующем налоговом кодексе необходимо ввести дополнения, касающиеся льгот, имеющих прямое отношение к библиотечному делу:

“Услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в области культуры, библиотечно-информационного обслуживания, искусства” и т.д.

“Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, библиотечного дела” и т.д.

“Имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными библиотечными учреждениями (библиотеками) и образовательными учреждениями”.

Не должны облагаться налогами “Доходы государственного и муниципального библиотечного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, включая доходы от платных услуг при осуществлении основной деятельности”

“К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, в том числе библиотеки, детские дошкольные объекты” и т.д.

В Федеральном законе РФ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд": Действие данного Закона не распространяется на приобретение документов для фондов библиотек”. В Постановлении Правительства РФ от 26.09.1997 г. №1222 “О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)” в п.1. вместо слов “раритетные и редкие книги, рукописи” вставить формулировку: “книги и другие документы, независимо от вида носителя информации, включая раритетные и редкие” и т.д.

В Положении “Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства” (1995) тезис о рекомендательном характере Положения для местных властей уточнить: Организации культуры, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, руководствуясь настоящим Положением, принимают соответствующие документы с учетом специфики своего региона”.

Тезис в Положении “Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культурысоздает проблему сохранения дополнительных средств для развитие основной деятельности в бюджете самой организации. Выделенные слова надо заменить на “выполнение основной деятельности, предусмотренной уставом (положением) организации”.

Требуется также предотвращать конфликты между библиотеками и конфессиями. В Положении необходимо специально указать: “Культовые здания, занимаемые организациями культуры и искусства, могут быть возвращены конфессиям только при условии предоставления организациям помещений для размещения фондов и выполнения ими своих основных функций в соответствии с действующими отраслевыми нормативами”.

Необходимо также гарантированное выделение средств на комплектование библиотек в объеме, предусмотренном действующими нормативами. Поэтому в Положении рекомендуется сказать: “Расходы на комплектование библиотечных фондов выделяются отдельной строкой в бюджете организации”. Правда, этот тезис вызывает возражения некоторых руководителей библиотек, поскольку ограничивает и без того небольшую самостоятельность в распоряжении средствами.

В Положении недвусмысленно сказано: “Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры” – это соответствует установкам Гражданского кодекса и Федеральному закону о библиотечном деле (1994). Тем не менее, Налоговый кодекс разрешает изымать эти средства. Проблема сохранения средств, полученных от предпринимательской деятельности библиотек и от платных услуг – это проблема выживания библиотек. Поэтому лучше уточнить соответствующий пункт Положения и соответственно статью в Налоговом кодексе следующим образом: “Средства, полученные за счет возмещения пользователями утраты документов из библиотечных фондов, нарушения сроков пользования документами, доходы библиотек от платных услуг, реализации печатной продукции и иной предпринимательской деятельности, предусмотренной в уставе (положении) библиотеки, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов организации культуры, являющейся бюджетным учреждением.

Доходы государственного и муниципального библиотечного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, включая доходы от платных услуг при осуществлении основной деятельности, налогами не облагаются”.

В Федеральном законе “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” в статью о понятии социального обслуживания необходимо ввести понятия “обеспечение доступа к информации”, “к ценностям культуры”, “пользование учреждениями культуры”, а в статье о видах социального обслуживания к словам “проведение мероприятий медицинского, психологического, социального…” добавить слова “справочно-информационного характера”. К перечню учреждений социального обслуживания добавить информационно-справочные центры.

В “Кодексе Российской федерации об административных правонарушениях” (2002) в статью 7.13 необходимо добавить слова: “особо ценных объектов истории и культуры”.

Там же требуется ввести новую статью 13.20: “Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования документных фондов библиотек, библиотечных каталогов, картотек и иных элементов справочно-поискового аппарата как составной части информационной системы”. Её текст предлагается такой: “Нарушение правил и порядка пользования архивными, библиотечными, музейными и иными фондами: режима доступа к документам; режима хранения документов; сроков пользования; порчи каталогов и информационно-справочного аппарата влечет наложение административного штрафа и его уплаты гражданами, физическими и юридическими лицами, в размере и в сроки, установленные правилами пользования учреждением.

Порча, хищение, утрата документов из состава перечисленных фондов влечет необходимость равноценной замены документа и возмещения соответствующих убытков в размере и в сроки, установленные правилами пользования учреждением”.

Исключительно важное значение мы придаем соблюдению законодательства об обязательном экземпляре документов. В связи с этим обращаем внимание на то, что до сих пор у нас некому осуществлять государственный надзор в этой области. Предлагаем ввести статью 23.46: “Органы, осуществляющие государственный надзор в области библиотечного дела и соблюдения законодательства об обязательном экземпляре документов”. Её текст: “Органы, осуществляющие контроль в области библиотечного дела и соблюдения законодательства об обязательном экземпляре документов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.22 (в редакции, предлагаемой РНБ) и 13.201(предлагаемой РНБ).

Для защиты фондов библиотек от контрафактных изданий и обеспечения полноты контроля за обязательным экземпляром документов внести изменения в ст.13.22. Нарушение порядка объявления выходных данных. Абз.1 и изложить его в следующей редакции: “Выпуск (изготовление) или распространение произведений печати, продукции средств массовой информации и документов на иных носителях информации без указания в установленном порядке” и далее по тексту.

Разумеется, мы вправе ожидать, что насущные требования библиотекарей, в данном случае, не касающиеся их личного благополучия, но проникнутые заботой о сохранении и поддержании на достойном уровне состояния библиотек и библиотечных фондов, будут услышаны и поддержаны законодателями.

Hosted by uCoz