Савич Л.Е.

ПСИХОГИГИЕНА БИБЛИОТЕЧНОГО ТРУДА – НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БИБЛИОТЕЧНОЙ ВАЛЕОЛОГИИ

Кризисное состояние общества, резкие экономические изменения со снижением уровня жизни людей, смена ценностей и ломка жизненных стереотипов, межнациональные конфликты, природные и техногенные катастрофы, вызывающие миграцию людей, ежедневные переутомления и усталость, недостаточный отдых, чувство бега по замкнутому кругу проблем существенным образом отражаются на психическом состоянии людей, порождая у них стресс, тревогу, неуверенность, депрессию, невротические расстройства.

В настоящее время многие области профессиональной деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением, стрессами. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, переоценка своих сил, желание постоянно оправдывать ожидания, неоправданно долгое терпение, подавление в себе влечения своего сердца, своей натуры, внезапное осознание несовпадения реальности с воображаемой действительностью, страх не успеть, забыть, что-то упустить, коммуникативный стресс, вызванный избытком информации, шум, агрессивная среда, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека.

Психогигиена – отрасль гигиены, изучающая условия жизни, влияющие на психическое здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению возникновения и развития психических заболеваний. Соблюдение требований психогигиены труда – необходимое условие эффективности работы, так как „запасы прочности” человеческого мозга не безграничны. Есть такие нагрузки, которые способны нарушить нормальное течение психической, да и не только психической, деятельности человека, ослабить его здоровье, снизить производительность работы. Составной ее частью является психогигиена умственного труда.

Потенциал личности формируется на основе двух врожденных составляющих – психическое и физическое здоровье и врожденные психологические особенности личности. Эти составляющие определенным образом влияют на работоспособность и продуктивность труда работника, его психологическое состояние и эмоциональную устойчивость во время выполнения своих должностных обязанностей. Врожденные психологические особенности (тип нервной деятельности, темперамент, задатки, черты характера и т.п.) определяют склонности человека к определенному виду деятельности и видам работы. На основе задатков формируются творческие способности личности, а темперамент определяет поведение человека в различных ситуациях. Названные составляющие являются базовыми для реализации потенциала личности специалиста в той или иной сфере деятельности.

Важные аспекты этой проблемы – индивидуальная чувствительность к стрессогенным влияниям и комплекс сопряженных с этим проблем профориентации и профотбора.

Одной из самых ярких характеристик современной информационно-библиотечной сферы являются принадлежность работающих в ней специалистов к различным группам профессий, соответственно предъявляющих различные требования к системе знаний, умений, навыков, профессионально значимых личностных качеств, а также присущие им различные формы, содержание и условия труда. Следовательно, проблемы сохранения профессионального здоровья не могут рассматриваться только с позиций традиционного библиотечного труда, в рамках организации традиционных библиотечных технологических процессов и управления ими.

Совокупность этих характерных особенностей библиотечного труда наряду с факторами, формирующими положительное отношение к труду (возможность общения с читателями и литературой, хорошая организация труда и моральный климат в коллективе) и оказывающими отрицательное воздействие, такими, как физическое утомление, нервное напряжение, однообразие работы и сугубо технический характер отдельных библиотечных процессов позволяют с высокой степенью вероятности утверждать, что в работе современного библиотекаря возник ряд угроз работоспособности, психическому и физическому здоровью. Наибольшую угрозу представляют стрессы, информационные и эмоциональные перегрузки, приводящие к серьезным последствиям. Эти “особенности” библиотечно-информационного труда должны быть учтены в содержании образовательного процесса с тем, чтобы формировать адекватную им реакцию, готовность к принятию соответствующих мер и решений.

Для библиотечных работников одним из факторов риска может стать избыток информации, полученной через общение (с читателями, документами) – коммуникативный стресс. Для сотрудников отделов обслуживания читателей к этому стоит добавить еще и угрозу стресса эмоционального как результата постоянного общения с пользователями библиотечно-информационных учреждений, демонстрирующих весь спектр психоэмоциональных состояний. Исследования библиотечной профессии, библиотечного труда показали, что коммуникативные функции предъявляют высокие требования к личностным качествам специалистов. Широкие контакты с читателями, избыток текстовой и эмоциональной информации, нестабильность темпа и ритма работы, рутинный характер многих процессов определяют высокую нервно-психическую напряженность как эмоциональный фон деятельности. Отсюда библиотекарь при общении с читателями крайне напряжен, даже “зажат”.

Одним из проявлений профессиональной дезадаптации может быть и развитие у них синдрома “эмоционального сгорания”, для которого характерны психосоматические недомогания; бессонница; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудость репертуара рабочих действий; злоупотребление химическими агентами; отсутствие аппетита или переедание; негативная “я-концепция”; агрессивные чувства (раздражительность, напряжённость, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции; цинизм, пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины.

Таким образом, синдром “эмоционального сгорания” можно определить как нарушения в эмоциональном состоянии профессионалов, работающих в условиях тесного и интенсивного взаимодействия с другими людьми в эмоционально напряжённой атмосфере.

Уже на протяжении нескольких десятилетий на высоком уровне сохраняются тенденции к увеличению умственных, эмоциональных, информационных перегрузок и их влияние на физическое и психическое здоровье библиотечных сотрудников.

Поскольку в центре внимания библиотечной валеологии находится деятельность субъектов информационно-библиотечных процессов, насыщенная интеллектуальными действиями, исследование проблем психогигиены библиотечного (фактически умственного) труда и разработка системы профилактики психического здоровья библиотечных работников, которая включала бы в себя обучение индивидуальной психогигиене, овладение приемами управления психоэкологией жизненного и профессионального пространства, методики психического оздоровления, приемы психологической и информационно-психологической защиты, представляется актуальной.

Hosted by uCoz