Лобода В.К.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В СТРУКТУРЕ МАСТЕРСТВА МЕНЕДЖЕРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Мастерство менеджера, работающего в социокультурной сфере, в библиотеке или другом социальном институте, явление довольно сложное. Структурно его можно представить как совокупность компонентов, главными из которых являются личностные и профессиональные качества; знания, умения и навыки, авторитет; педагогический такт, этика и культура, педагогические способности и педагогическая техника.

Центральным компонентом мастерства менеджера является педагогическая техника.

Педагогическая техника менеджера – это искусство, проявляемое в профессиональной деятельности. В педагогической технике, как и в любом компоненте педагогического мастерства, можно выделить субъективную и объективную стороны.

К субъективной можно отнести культуру поведения, умение владеть своим голосом, жесты, мимика, умение одеваться, правильно двигаться, владеть искусством перевоплощения, если этого требует ситуация, уметь включить в жизнь элементы игры, а в игру элементы реальной жизни. К педагогической технике следует относить не только субъективное, присущее менеджеру как индивидууму, но и объективное – то, что зависит не только от него, от его желания или нежелания. Сюда можно отнести окружающую действительность, условия, в которых менеджер как специалист находится и где он взаимодействует с людьми, творит себя как личность.

Основой развития педагогической техники являются субъективные и объективные факторы, дополняющие друг друга. Это легко заметить при анализе взаимосвязи педагогической техники с другими компонентами мастерства менеджера. Так, например, большинство исследователей считают, что менеджеры должны обладать целым рядом профессионально значимых качеств, которые можно развить в процессе профессиональной подготовки, а также путем целенаправленной работы по самовоспитанию.

Наибольшего успеха достигают менеджеры, обладающие нестандартным мышлением, решительностью и настойчивостью в достижении цели, инициативностью, умением выполнять обязательства и обещания. Им свойственен высокий уровень эрудиции, твердость характера, тактичность и умение располагать к себе, а также чувство юмора.

Знания, полученные менеджером в процессе профессиональной подготовки, служат инструментом его деятельности. Как мастер и профессионал он достигает положительного результата своего труда, воздействуя на окружающих. В связи с этим мы отстаиваем мысль, что знания, необходимые менеджеру для работы с людьми, находятся в области психологии и педагогики.

И личностные качества, и знания, и навыки менеджера “работают” на его авторитет, способствуют признанию его в трудовом коллективе и обществе. Авторитет менеджера как в библиотечном деле, так и в других областях социокультурной сферы на столько высок, на сколько он хорошо ориентируется в предлагаемых услугах, обладает информацией, глубокими знаниями, а также может дать нужный совет пользователям.

Педагогическую технику, как, впрочем, и профессиональное мастерство менеджера в целом, невозможно представить без культуры и педагогической этики, которые тесно связаны с педагогическим тактом. Педагогический такт в работе с людьми проявляется на вербальном и невербальном уровнях. Он позволяет достигать хороших результатов в работе, высокой степени комфортности в общении, так как исключает грубость, оскорбления, унижения человеческого достоинства. Очень важно соблюдение норм деловой этики, этических норм поведения менеджера, включенного в рыночную экономику, основанных на его субъективных нравственных принципах и идеалах.

Педагогические способности также тесно связаны с педагогической техникой и являются важным компонентом профессионального мастерства менеджера социокультурной сферы.

Из педагогических способностей важными для менеджера являются коммуникативные, организаторские, перцептивные, экспрессивные, дидактические и конструктивные способности.

Коммуникативные способности помогают ему устанавливать правильные взаимоотношения с людьми на основе учёта возрастных и индивидуально-психологических различий, индивидуальных свойств.

Менеджер с развитыми коммуникативными способностями более комфортно чувствует себя в трудовом коллективе фирмы, агентства, так как они помогают ему чувствовать обстановку, идти на контакт с коллегами по работе, избегать не нужных конфликтов, добиваться желаемых результатов через дружеское общение. Эти способности проявляются через общительность, умение вызвать чувство доверия к себе различными способами, включая мимику и пантомимику.

Организаторские способности проявляются в умении менеджера выступать организатором любого мероприятия, проводимого в библиотеке, фирме, организации и вне. Эти способности предполагают наличие инициативности, умения привлечь к себе в помощники коллег, знакомых и малознакомых людей, постоянных и потенциальных клиентов.

Умелый организатор сам осуществляет контроль за выполнением мероприятия, а остальное – дело тех, кого он взял в актив. Работая с людьми в процессе выполнения какого-либо мероприятия, менеджер предъявляет к ним такие же требования, как и к себе, учитывая, что они должны быть целесообразными, обоснованными, справедливыми, доброжелательными, уважительными.

Перцептивные способности проявляются в умении понять психическое состояние человека в тот или иной момент и учесть его в общении. Развитие этих способностей начинается с организации собственного внимания. Умение распределять внимание на различные предметы профессиональной деятельности, на клиентов и коллег даёт ему возможность отвлечься во время работы от различных раздражителей и направить своё сознание на потребности клиента.

Способность распределения внимания, как и его концентрация, приобретается менеджером в процессе накопления опыта работы, общения с людьми.

Экспрессивные способности – это способности выражения своих мыслей, чувств, знаний не только в речи, но и в мимике, жестах. Экспрессивные способности помогают менеджеру в общении с людьми.

Дидактические способности также необходимы менеджеру. Зная общие закономерности обучения, принципы и методы дидактики, организационные формы обучения, он может легко подобрать информацию доступную клиентам различного возраста и уровня подготовленности к ее восприятию.

Конструктивные способности менеджеру для прогнозирования, моделирования ситуаций, которые могут возникать в общении с клиентами и помогают найти несколько вариантов выхода из любой сложной ситуации. Любой специалист хочет видеть конечный результат своего труда, менеджер – тоже.

Все компоненты мастерства, о которых шла речь выше, тесно связаны с педагогической техникой, которая в свою очередь помогает менеджеру достигать вершин профессионального мастерства.

Hosted by uCoz