Клюев В.К.

ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНЫХ ЦЕНТРОВ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА БАЗЕ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

Начавшийся в нашей стране в конце 1990-х гг. последовательный процесс создания сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ) первоначально на региональном, а затем и на муниципальном уровне предопределил интенсивное развитие принципиально нового аспекта библиотечной работы, трансформацию функций, радикальное изменение форм и методов повседневной деятельности, модернизацию технического оснащения отечественных библиотек. Плодотворная идея использования главных (центральных) территориальных библиотек для формирования ПЦПИ позволила максимально привлечь их ресурсный потенциал и активно востребовать обширный опыт информационно-аналитической поддержки населения. Одновременно возникла острая необходимость регламентации функционирования собственно ПЦПИ, создания соответствующего комплекса организационно-правовой, плановой, распорядительной, отчетной и информационно-справочной документации. Первостепенное значение имеет разработка так называемых локальных правовых норм деятельности ПЦПИ и закрепляющих их внутренних нормативных (нормативно-правовых) актов.

Использование ПЦПИ современных библиотечно-информационных технологий и электронных документных ресурсов обусловливают, в частности, потребность правового регулирования в области защиты баз/банков данных и персональных сведений, интеллектуальной собственности и авторского права. Это особенно актуально в контексте реализации конституционного права граждан на свободный доступ к информации (гуманитарного принципа всеобщей доступности информации) и развития электронной доставки документов пользователям ПЦПИ.

Обобщая практику работы действующих уже почти пять лет ПЦПИ, выделим позитивные результаты организационно-правового обеспечения деятельности Центров в таких региональных библиотеках, как Белгородская, Брянская, Владимирская, Донская (Ростов-на-Дону), Ивановская, Костромская, Краснодарская, Красноярская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Рязанская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская (самый первый ПЦПИ – июнь 1998 г.), Ставропольская, Тамбовская, Тульская, Челябинская и др. Здесь составлен и успешно апробирован пакет нормативных документов, очерчивающих многообразное правовое поле работы ПЦПИ и определяющих необходимый юридический регламент реализации конкретных направлений профильной деятельности. Коллегам из начавшей бурно развиваться сети ПЦПИ в центральных библиотеках муниципальных образований важно использовать образцы имеющихся в региональных библиотеках документов, заимствовав и должным образом адаптировав соответствующие позиции. В ряде случаев областные (краевые, республиканские) библиотеки подготавливают специальные методические разработки в помощь формированию сети ПЦПИ на базе муниципальных библиотек (например, такой комплексный сборник издан Пермской ГУНБ).

Для легитимной деятельности ПЦПИ различного уровня объективно необходим следующий комплект нормативной (нормативно-правовой) документации, имеющей юридическую силу и статус локального правового акта: положение о ПЦПИ (где, наряду с общими позициями, отражены основные цели и задачи, содержание работы, организация деятельности и управление Центром); правила пользования ПЦПИ (учитывающие особенности контингента пользователей и состав документного фонда, закрепляющие права, обязанности и ответственность Центра и пользователей); положения об отдельных направлениях деятельности ПЦПИ (например, выставочной работе, дополнительных платных/сервисных услугах, договорной деятельности, залоговых отношениях с пользователями и пр.); положения о структурных подразделениях ПЦПИ (при их наличии – секторах, кабинетах, абонементах, филиалах, консультационных пунктах и др.); инструкции по отдельным видам деятельности ПЦПИ (в частности, формированию и хранению фонда, работе с официальными документами, электронной доставке документов, доступе/пользовании базами данных и т. п.); договоры/соглашения с партнерами по кооперации (органами власти и управления, общественными организациями, различными заинтересованными учреждениями и др.); должностные инструкции сотрудников ПЦПИ; приказы (по организационным вопросам, по основной деятельности, кадровые) и распоряжения, регулирующие работу ПЦПИ.

Эффективное управление деятельностью ПЦПИ обеспечивает также блок неюридических документов, в том числе: программы/планы (текущие, перспективные; сводные, координационные и др.) работы ПЦПИ; отчеты/сводки (текстовые и статистические) за определенные периоды времени и о конкретных мероприятиях ПЦПИ; паспорта на базы данных (библиографические, фактографические, текстовые; на бумажных носителях и в электронной форме); разноаспектные списки/перечни (услуг, приоритетных групп обслуживания, рубрик тематического поиска и пр.); журналы/тетради учета (выполненных справок, мотивированных отказов и т. п.); акты/ведомости, регистрирующие (устанавливающие, подтверждающие, отражающие) соответствующие факты, события, действия, происходящие в процессе работы ПЦПИ; разработки (в т. ч. методические материалы), составленные специалистами ПЦПИ.

От того, насколько детально структурирована, адекватна, содержательно емко составлена и юридически грамотно оформлена документация ПЦПИ, зависит успех регулирования общественных отношений, связанных с использованием его ресурсного потенциала. Комплекс документационного обеспечения различных (прежде всего, организационно-правовых) аспектов деятельности ПЦПИ позволит предоставить заинтересованным пользователям гарантированный оперативный доступ к необходимой юридической и социально значимой информации, полноценно удовлетворять информационно-правовые запросы граждан, государственных и общественных структур, полномасштабно осуществлять правовое просвещение и воспитание правовой культуры населения.

Hosted by uCoz