Климоиц М.В.

ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В мировой библиотечной практике усиливается тенденция к обеспечению и содействию в предоставлении доступа к документам (информационным ресурсам), в отличие от владения ими, что изменяет представления о рамках библиотечной работы, ее возможностях. Миссия все большего числа современных библиотек формулируется в терминах доступности информации / документов для пользователей. При этом цели все чаще определяются как предоставление доступа к мировым, национальным и/или региональным информационным ресурсам. Данный факт характерен для самых разных библиотек и находится, как правило, вне зависимости от масштаба практической деятельности библиотеки, ее статуса и величины. Последнее объясняется очевидными изменениями в технологической сфере (процессы информатизации, включающие в качестве базовых компьютеризацию, развитие телекоммуникационной сферы и рост использования сети Интернет) и служит основой для перемещения фокуса внимания читателей с физических библиотек на “виртуальные”, способные обслуживать вне зависимости от физической доступности.

Логичным в данной ситуации становится расширение не только круга пользователей библиотеки за счет привлечения “виртуальных”, но и, прежде всего, ресурсной базы библиотечного обслуживания. Это стало возможным благодаря процессам, характерным для всего мирового библиотечного сообщества: преобразование печатных документов в электронные, унификация используемых стандартов представления электронных данных, сетевое библиотечное сотрудничество в рамках программ каталогизации, создание сводных тематических и универсальных каталогов и пр. Таким образом, библиотеки всего мира расширяют свою деятельность и свою “полезность” обществу. Описанные выше процессы и деятельность библиотек, изменяющие структуру и количество пользователей, возможные благодаря интеграции информационных ресурсов и навигации по ним, в большой степени по своему объему соотносятся с процессом посредничества и практикой посреднической деятельности.

В связи с этим представляется целесообразным описание и анализ библиотечной деятельности с точки зрения понятия “посредничество”, разработанного как экономическая и юридическая категория, благодаря чему возможно обнаружение новых, подчас не столь очевидных направлений развития библиотечного дела в целом.

В настоящий момент библиотеки осуществляют посредническую деятельность, характеризующуюся как некоммерческое посредничество в рамках программ межбиблиотечной координации и кооперации.

По мнению автора, условия рыночной экономики и развитие электронных средств коммуникации облегчают и в то же время создают для библиотек дополнительную возможность укрупнения собственной компетенции от некоммерческого внутри- или межбиблиотечного посредничества на библиотечном региональном информационном рынке до полномасштабного посредничества (как некоммерческого, так и коммерческого) в рамках всего информационного рынка, не ограниченного сугубо библиотечными учреждениями.

При данных условиях реализация критерия полноты информирования библиотеками пользователей будет обеспечиваться расширением спектра документальных ресурсов. Эффективность обслуживание будет достигаться, во-первых, за счет реализации критерия полноты, во-вторых, за счет экономически и социально целесообразного способа действий библиотеки на информационном рынке – возмездное оказание услуг по прямому или косвенному доступу (обобщенно это можно назвать “навигация”) к документальным ресурсам регионального информационного рынка. Последнее сводится к понятию коммерческого посредничества между производителями и (или) владельцами документальных ресурсов и потребителями содержащейся в них (документальных ресурсах) информации.

В данных условиях библиотека становится реальным буфером обмена и фактором стабилизации спроса и предложения на информационном рынке, тем самым, одновременно реализуя свою основную (сущностную) функцию, а также в части посреднических функций:

Дополняя собственные функции исторически не свойственными, характерными для посредников на иных рынках (товарном, валютном, фондовом и лицензионном): экономия на транзакционных издержек участников рынка; снижение совокупных производственных и сбытовых издержек производителя; снижение уровня совокупного риска для участников рынка, нейтрализация дисбаланса качественных (реже количественных) характеристик спроса и предложения;

Модернизируя собственные родовые, исторически присущие функции: координация участников рынка (в том числе практика переадресации запросов); кооперация между участниками.

Среди наиболее интересных и перспективных направлений посреднической деятельности в рамках библиотечной практики, не получивших до настоящего времени повсеместного развития, либо встречающихся в качестве единичных примеров автору видятся следующие: информационное и/или справочное посредничество между производителями и потребителями информационных продуктов и услуг; содействие силами библиотеки / библиотечной сети продвижению и сбыту информационной продукции производителей посредством контактных услуг для заинтересованных сторон в форме ведения БД по производителям региона и их информационным продуктам и услугам, а также с помощью издания и распространения справочников информационных продуктов и услуг, размещения в сети Интернет подробных каталогов информационных продуктов и услуг региона, содержащих разносторонние данные; проведения выставок и ярмарок, посвященных информационной инфраструктуре региона, организации круглых столов, конференций и других мероприятий, способствующих установлению контактов между всеми заинтересованными участниками информационного рынка региона. В этом случае библиотека, однажды создав и непрерывно ведя (в режиме мониторинга) БД информационных продуктов и услуг своего региона, минимизирует транзакционные издержки участников информационного рынка, организуя контакты производителей и потребителей, выдавая на коммерческой или некоммерческой основе адресные и тематические справки о наличии и состоянии информационных продуктов в регионе. В этом варианте библиотека выступает, в том числе, своеобразной биржей, ориентированной на информационный рынок; организация силами библиотеки продвижения и сбыта информационной продукции производителей и товарораспространителей посредством комиссионных, агентских и (или) дилерских услуг для производителей и распространителей информационных других продуктов. В данном варианте посреднической деятельности библиотека, выступая в качестве комиссионера (агента, дилера), обязуется согласно договору и по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок. В качестве объектов такого договора могут выступать информационные продукты (печатные и электронные на переносных носителях и сетевые версии электронных журналов, БД, справочников, ПО и пр.). Библиотека имеет комиссионное агентское вознаграждение за каждый из проданных продуктов и услуг производителя / установленную дилерскую скидку на продукты; обеспечивая высокую степень доступности информационных продуктов, позволяющую многоаспектное и полное описание имеющихся информационных продуктов.

Hosted by uCoz