Кармовский В.В.

ИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

Возникновение управленческой науки базировалось на использовании концепций и методов, разработанных для других дисциплин. Более того, в процессе развития происходит взаимодополнение, взаимообогащение концепций и методов различных наук. Поэтому закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин при разработке методологических основ библиотечного менеджмента.

Особое влияние на менеджмент оказала теория систем. Истоки системных представлений уходят далеко в историю. Даже в области менеджмента системный подход не является столь новым. Его использовал Ч.Бернард – приверженец “системных взглядов” В. Парето и Т. Парсонса. Русский философ А.А. Богданов в начале прошлого века развил теорию тектологии, или универсальную организационную науку, которая предвосхищала общую теорию систем и содержала много тех же понятий, что и современная теория.

Отметим, что наука XIX столетия с самого начала учила разбивать мир на фрагменты, целое делить на части, для того чтобы лучше осуществлять контроль над ними.

Альтернативой этому в шестидесятые годы прошлого в. стало рассмотрение любой организации как живого организма. Для этого потребовался холистический, целостный подход, который отражает основные положения теории систем, системного и ситуационного подхода – необходимость рассматривать поведение системы в целом. Живые системы – это интеграция, и их характер зависит от целого. То же самое верно и в отношении библиотеки как системы. Чтобы понять наиболее важные проблемы управления, требуется рассматривать всю систему, которая вызывает эти проблемы.

Таким образом, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных ранними школами, с концепциями современных теорий. Из изложенного понятно, что теория систем – это база, но не сам системный подход как самостоятельная управленческая концепция.

Отечественные библиотековеды уже в шестидесятые годы используют понятия теории систем для анализа библиотеки (Ю.Н. Столяров), библиотечной сети и библиотечной системы как совокупности библиотек (Н.С. Карташов). Однако и тогда, и сейчас превалирующим остается подход, основанный на делении библиотеки на составные элементы. Такого рода представления, исходящие из рациональной модели библиотеки, направлены на эффективность исполнения, поэтому вносят существенный позитивный вклад, который обеспечивает достижение определенных результатов.

Но рациональная модель, использующая стратегию закрытой системы, привлекает внимание только к доминирующему явлению, в то время как игнорируются не менее существенные элементы, оказывающие влияние на деятельность библиотеки.

Так, по мнению В.В. Скворцова, “переход на информационную парадигму обеспечит выживание библиотек в будущем”. Ю.Н. Столяров исходным для библиотеки как системы считает документный фонд, “имеющий общесистемную функцию базиса, на котором выстраивается все здание библиотеки”.

Для того чтобы системный подход стал эффективной концепцией управления, необходимо представлять библиотеку как социотехническую систему высочайшего порядка сложности. Сложные системы имеют следующие отличительные признаки: сложную внутреннюю организацию – сочетание социальной (персонал), технической (оборудование, механизмы), экономической (ресурсы) и информационной (потоки информации для принятия решений) составляющих; наличие подсистем, имеющих содержательный характер деятельности соответственно многоцелевому аспекту функционирования системы; наличие большого числа разнообразных внутренних связей в каждой подсистеме между ее элементами и необходимых внешних связей между подсистемами; наличие большого числа разнообразных связей между системой в целом и элементами внешней среды (пользователи, источники комплектования, государство, конкуренты и т.п.); циркуляция внутри системы информационных и материальных потоков, а отсюда необходимость организации разветвленной информационной сети, обеспечивающей рациональное функционирование системы; организационная структура управления с вертикальными и горизонтальными связями, соответственно сочетающая принципы централизованного и децентрализованного управления.

Новая традиция избегает дилеммы закрытой и открытой системы. Библиотека развивается в рамках стратегии открытой и поэтому неопределенной системы, которая в то же время подчинена критериям рациональности и поэтому нуждается в определенности.

Следовательно, системный подход – это не набор каких-то руководств или правил для директоров библиотек, это способ мышления по отношению к управлению библиотекой, организации ее деятельности. На практике это означает, что вся система не обязательно улучшается, если одна ее функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Эффект может быть обратным: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. Конечно, чрезвычайно актуальна информационная функция библиотеки. Однако если рассматривать ее в изоляции от социальной, образовательной, культурной функций, сделав, например, ставку только на оснащение библиотеки компьютерами и забыв о потребностях читателей, необходимости обучить персонал, наконец, о технологическом цикле библиотечного обслуживания, то трудно надеяться на качественное улучшение работы библиотеки.

Кроме того, значение системного подхода в управлении библиотекой кроется в эффекте синергии. Синергия означает, что целое в системе является большим, чем сумма его частей. Синергия делает упор на взаимозависимость среди всех частей системы. В отношении управления это означает, что отдельные подразделения внутри библиотеки являются более продуктивными, когда они кооперируются и взаимодействуют, чем когда они действуют независимо.

Можно утверждать, что общая теория систем обеспечивает макропарадигму для изучения таких социальных организаций, как библиотека. Традиционная системная теория, отраженная в трудах Н.С. Карташова, обозначает первый макровзгляд на библиотеку, вписанную в систему централизованного государственного управления. Теория Ю.Н. Столярова концентрируется на микроуровне – детальном анализе компонентов или элементов библиотеки как системы.

Современный системный подход возвращает управление на макроуровень с новой парадигмой, помогая понять взаимосвязи не только внутри библиотеки, но и взаимосвязи подсистем с их окружением. Такой системный подход учитывает многовариантную природу библиотеки и объясняет, как функционирует библиотека в меняющихся условиях и специфических обстоятельствах. Однако для применения в практике управления библиотекой нужно еще более четкое определение образцов взаимоотношений между различными организационными переменными. Уточнения могут быть осуществлены, например, в контексте различения открытых и закрытых систем. Различные типы систем и их подсистемы будут по-разному взаимодействовать с окружающими условиями.

На основе системного подхода была выдвинута мощная альтернатива базовой модели классического “рационального” управления. Сформировались дихотомии организационных моделей: механическая система – органическая система; закрытая система – открытая система. Но методологическое значение системного подхода не сводится только к разработке альтернативы рационалистической парадигме. В рамках данного подхода содержится четкое и ясное осознание того, что в системе управления не существует единственной оптимальной модели. Выбор той или иной модели зависит от условий. В стабильных условиях приемлемой может оказаться модель механистической и закрытой системы, в изменяющихся условиях более эффективна модель органической, открытой системы. Многообразие теоретических организационных моделей позволяет успешно справляться с фундаментальными трудностями жизнедеятельности библиотек.

Hosted by uCoz