Исмаилов Х.И.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК АЗЕРБАЙДЖАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Несмотря на критику содержания и форм методического обеспечения библиотек в советский период, нельзя отрицать, что именно за годы советской власти методическая работа в области библиотечного дела в Азербайджане превратилась в эффективно действующую систему, определившую стратегическое направление их развития.

Мы глубоко убеждены в том, что именно на этой основе современная система методического обеспечения библиотек Азербайджана потенциально близка к тому, чтобы выйти на качественно новый современный уровень.

В условиях кардинальных экономических и социально-политических изменений в обществе, а также в мировой информационной сфере необходимо коренным образом пересмотреть деятельность методических органов, их изданий, услуг, форм и методов работы. Просчеты в постановке методической деятельности могут нанести серьезный урон библиотечному профессионализму, стратегии развития библиотечного дела в Азербайджане в целом.

В настоящее время в Азербайджане осуществляется плодотворная работа по созданию концепции развития библиотечного дела в стране на ближайшие 10–15 лет, в которой заложены и важнейшие стратегические направления оптимизации методического обеспечения библиотек страны.

Предстоит серьезная работа по повышению научно-организационного уровня методического обеспечения библиотек, усилению его воздействия на рациональное развитие и эффективного использования библиотечных ресурсов.

Главным направлением методической работы должна стать демократизация работы путем сужения централизованной регламентации важнейших библиотечных процессов, расширения прав и самостоятельности библиотек в организации всей работы с учетом достижений теории и практики передовых стран и, прежде всего, России.

Очень важно осуществить поворот работы методических центров в сторону оказания конкретной практической помощи в повседневной деятельности библиотек по работе с информационными ресурсами и пользователями.

Необходимо создавать методические пособия, освещающие комплексные проблемы развития библиотечного дела в республике.

Приходится констатировать, что отсутствие в республике эффективной системы непрерывного образования библиотечных кадров препятствует модернизации библиотек. В этой связи важнейшей составной частью деятельности методических центров всех уровней должно быть обновление всей системы повышения квалификации библиотечных работников республики.

Стратегическим направлением новой системы непрерывного повышения квалификации библиотечных работников должна быть организация и проведение учебных проектов стажировок, семинаров, тренингов, консультаций и практикумов для библиотекарей с привлечением российских и других зарубежных специалистов.

Методическим центрам необходимо выявить конкретные профессиональные потребности библиотекарей по направлениям их деятельности, что позволит определить оптимальный вариант системы повышения квалификации, адекватный требованиям времени.

Коллективными усилиями методических центров республики должна быть разработана программа обучения, в которой необходимо очертить круг проблем, возникших в связи с технологическими нововведениями и соответственно изменениями профессии и навыков библиотекарей. При этом необходимо использовать принципы проблемно-ориентировочного обучения; межбиблиотечной кооперации с привлечением преподавателей библиотечно-информационного факультета Бакинского Университета.

Было бы целесообразно при Национальной библиотеке им. М.Ф. Ахундова создать учебный центр обучения библиотечных работников республики для разработки методики тренинг семинаров и организации интенсивного обучения по вопросам управления, а также внедрения и использования новых технологий в библиотечной работе.

В ближайшей перспективе необходимо начать активную работу по подготовке региональных центров краткосрочного обучения, активизации региональных ресурсов для формирования инфраструктуры повышения квалификации библиотекарей по вопросам управления, использования новых технологий.

Только успешное партнерство и сетевое взаимодействие в осуществлении различных проектов обучения библиотекарей при условии правильного определения приоритетных направлений позволят выработать адекватную задачам информационного общества оптимальную систему повышения квалификации библиотечных работников Азербайджана.

Hosted by uCoz