Езова С.А.

О ПОВЕДЕНИИ РУКОВОДИТЕЛЯ БИБЛИОТЕКИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА ЛИЧНОСТИ Э. БЕРНА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

На стили руководства влияет много личностных параметров: характер, темперамент, психический тип человека, актуализированные в личности в продолжительный период времени и в конкретной ситуации взаимодействия с сотрудниками состояния Эго и др. Библиотечной общественности хотя бы в общих чертах известно учение Э. Берна и его последователей о состояниях Эго личности: Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре).

Экстраполируя сущностные характеристики состояний Эго на поведение, взаимоотношения руководителя библиотеки с сотрудниками можно обрисовать стили его руководства, типы поведения. В основу положены результаты эмпирических наблюдений автора (непосредственных и косвенных) за проявлениями у руководителей библиотек разного уровня управления состояний Эго в различных ситуациях их взаимодействия с сотрудниками (подчиненными).

Руководитель с актуализированным состоянием Взрослого проявляет интерес к личности сотрудника как специалиста, уважение. Выходит на диалогический уровень, поддерживает паритетные взаимоотношения. Форма обращения с соблюдением этикетных норм. Доверяет сотрудникам выполнять поручения, задания, оценивает вклад каждого, отмечает их по заслугам, по справедливости. Предпочитает работать с равными себе по компетентности, деловым качествам, порядочности и т.п. Уверен, самодостаточен, способен к самоактуализации, возвышает другого в общении, отмечает их заслуги. У него развит самоконтроль, самодисциплина, умеет видеть в других их индивидуальность, неповторимость, возвышает подчиненных морально, психологически, материально. Принимает решения и отвечает за их выполнение, ответственен не только за себя, но и за других. Осознает себя в настоящем, свои плюсы, минусы, свой потенциал. Открыт, естественен, правдив, проявляет доверие к другим, объективен. Это поведение руководителя ассоциируется с демократическим стилем руководства.

Если актуализировано в руководителе состояние Эго предубежденного Родителя, то его стиль можно идентифицировать с авторитарным. Руководитель считает, что ему все дозволено. Запрет (основная черта Родителя) осуществляется в категоричной форме, он презрительно, уничижительно, властно относится к подчиненным, внушает им страх. Подбирает их по принципу: послушен, предан, “заглядывает в рот”, “звезд с неба не хватает”, повинуется беспрекословно. Упивается своими доблестями, о которых любит рассказывать чудеса. Запрещает иметь и высказывать подчиненным собственное суждение, которое идет вразрез с его мнением. Высмеивает, глумится над сотрудниками в глаза и за глаза. Не слушает их, обрывает, заранее знает, что ему хотят сказать, между ним и сотрудниками дистанция огромного размера. Самоуверенность не знает границ.

Если у руководителя выражено состояние заботливого Родителя, то это следующим образом отражается в его стиле. Любит опекать, хочет подстелить соломку, чтобы подчиненный не набил шишек, читает нравоучения, нотации, выступает в роли ментора, воспитателя. Зануден, может не раз повторять тривиальные истины. Считает, что истина глаголет его устами. Любит исповеди подчиненных, не прочь намекнуть о своих благодеяниях, может понять, простить, делает иногда поблажки. Заботится о повышении их квалификации, помогает в решении профессиональных, личностных проблем.

Стиль руководителя с выраженным состоянием Эго Ребенка (естественного, воспитанного) можно охарактеризовать как либеральный, попустительский. Руководитель зависит от мнения вышестоящего руководства, сотрудников. Он несамостоятелен, неуверен, с заниженной самооценкой, безынициативен, пускает дела на самотек, куда кривая вывезет, не в состоянии потребовать и спросить с сотрудников. Бывает непредсказуемым, послушным, может проворачивать свои дела исподтишка. Не может настоять на своем, потребовать, обещает, уговаривает, неуверенно берет бразды правления в свои руки, подчиненные “садятся ему на голову”. Уступчив, безответственен, подобострастен с сотрудниками.

Если в руководителе актуализирован Маленький Профессор, то он воодушевлен, одухотворен, как из рога изобилия появляются на свет его идеи, которыми он стремится заразить своих подчиненных, его энтузиазм, энергия стимулируют их к обсуждению, решению поставленных проблем. Он ценит их участие, ориентируется на единомышленников (команду) в разработке проектов по грантам, в инновационной деятельности библиотеки и т.д.

В состоянии Маленького Профессора иной руководитель прибегает к манипулятивному виду общения, унижает подчиненных, подчеркивая их никчемность, утверждая силу своей власти, прибегая к замаскированным уловкам, лести, обману, причиняя им психологический или материальный дискомфорт.

Таким образом, результаты наблюдения показали, что проявление состояний Эго руководителя с сотрудниками выходит за рамки трех рассмотренных стилей руководства.

В заключении заметим, что руководителю библиотеки целесообразно посредством самонаблюдения осознать, в каком из указанных состояний Эго он чаще всего общается с подчиненными, каков исход этих взаимодействий. Что препятствует выходить на диалогический тип общения, т.е. взаимодействовать из состояний Эго Взрослого, апеллируя к состоянию Эго Взрослого подчиненного? В каких ситуациях этот тип общения наиболее эффективен? Какие ситуации предполагают актуализацию состояния Эго Родителя (авторитарного, заботливого)? Когда и как во взаимодействии с подчиненными ведет себя его Маленький Профессор?

Hosted by uCoz