Егорова Е.С.

ИМИДЖ БИБЛИОТЕКИ КАК ФАКТОР ЕЕ РАЗВИТИЯ

С середины 90-х гг. XX в. в нашей профессиональной сфере (в практической деятельности и в теоретических разработках) наблюдается значительный интерес к проблемам формирования положительного образа библиотеки и его ретрансляции во внешнюю среду. В качестве эффективного инструментария, как правило, рассматриваются средства маркетинга, в первую очередь паблик рилейшнз (PR) и реклама.

В контексте стратегии, ориентированной на развитие, именно организация благоприятного общественного мнения (PR) как управленческая функция является неотъемлемым стержневым компонентом репутационного менеджмента библиотеки. Планируемым конечным результатом здесь выступает позитивный образ (имидж) библиотеки, целенаправленно сформированный и ориентированный на конкретную аудиторию, побуждающий ее представителей к определенным действиям, т.е. так называемая “психологическая установка”, задающая модель поведения по отношению к библиотеке, её сотрудникам, функциям, услугам и т.п. Следовательно, воплотившийся в позитивное или негативное мнение какой-либо части общества, а также отдельной личности образ библиотеки является действенным фактором либо ее социальной адаптации и развития, либо регресса и стагнации.

Трансформация образа библиотеки в процессе ее развития и ориентирования на ожидания и нужды реальных и потенциальных пользователей представляется закономерной. Тем не менее, сегодня в обществе наличествуют социальные стереотипы, весьма негативно характеризующие библиотеку и библиотечных работников. Эти образы-штампы, относительно долгое время существующие в сознании большинства и часто поддерживаемые средствами массовой информации, как правило, недостаточно адекватны своим объектам, так как не способны оперативно фиксировать происходящие с ними качественные изменения и преобразования. В связи с тем, что такие стереотипы содержат непривлекательную информацию о библиотеке и библиотекарях вообще, они оказывают отрицательное воздействие и на формирование имиджа любой конкретной библиотеки, препятствуя ее поступательному развитию.

В настоящее время у отечественных и зарубежных библиотековедов и практиков не возникает разногласий по поводу необходимости, а также актуальности и значимости корректировки в общественном сознании социального стереотипа библиотеки и ее персонала. В отраслевой печати активно поднимаются вопросы о правомерности и способах формирования позитивного имиджа как библиотеки в целом, так и её руководителя и специалистов. В качестве константы (устойчивого компонента, наделяющего образ библиотеки положительными характеристиками) неизменно выделяется результативность пользования ею, а также уровень библиотечно-библиографического и справочно-информационного обслуживания, качество профильных услуг.

Пока не существует однозначной дефиниции понятия “имидж библиотеки”, что во многом обусловлено сложностью, многофункциональностью библиотеки как системы. Так, исследуется имидж библиотеки как выражение ее сущности, а также миссии – “идеальной модели”, являющейся эталоном, на который следует ориентироваться.

Кроме того, имидж библиотеки включает совокупность так называемых “частных” имиджей, присущих как группе библиотек, объединенных по каким-либо параметрам (тип, вид, ведомственная принадлежность, степень автоматизации библиотечно-библиографических процессов и др.), так и какой-либо конкретной библиотеке или её структурному подразделению. К такой формирующей имидж информации относится и образ сотрудника библиотеки, складывающийся, в свою очередь, из таких элементов как профессиональная компетентность, коммуникабельность, внешний вид, манеры, стиль поведения и др.

Формирующийся новый аспект библиотековедения – библиотечная имиджелогия – рассматривает имидж (образ) библиотеки в качестве социально-коммуникативной категории, являющейся связующим звеном между социумом и библиотекой как культурно-информационным институтом. Для имиджа характерны, с одной стороны, возможность самостоятельного (по отношению к своему объекту – библиотеке) пространственно-временного существования, с другой, – способность регулировать и моделировать направленную на библиотеку деятельность субъекта.

Взаимоотношения субъекта и объекта неизбежно приводят к соответствующим обоюдным трансформациям, которые, в свою очередь, влияют на их последующее взаимодействие, а также на социальную практику. Именно она выступает как условием, так и средой формирования имиджа библиотеки – образа уже существующего, но нуждающегося в позитивной актуализации. Обычно имидж создается для реализации определенных целей и тем самым корректирует сложившееся общественное мнение, но это возможно только при непосредственном контакте индивида с библиотекой или результатами ее деятельности.

Итак, позитивный имидж библиотеки как сложившаяся устойчивая положительная оценка обществом ее деятельности и, следовательно, доброжелательный настрой и ориентированность на взаимоотношения с ней, создает благоприятные условия для эффективного функционирования и развития. В то же время, негативная репутация (отрицательный имидж) затрудняет активное взаимодействие библиотеки с внешней средой, замедляя или сводя на нет инновационные процессы, отчасти потому, что социум (в том числе потенциальные пользователи, партнеры, спонсоры, попечители и др.) либо вовсе не заинтересован в двусторонней деятельности и сотрудничестве, либо проявляет настороженность и недоверие к ее ресурсам и возможностям, поэтому инертен и не расположен к контактам.

Карепрост купить careprost купить.
Hosted by uCoz