Борисова О.О., Нестерова Ю.В.

РЕКЛАМНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

(Теоретический аспект)

В последней четверти ХХ в. особо актуальным стало изучение технологии (техники) труда во всех социальных сферах, в том числе в системе социальных коммуникаций, сфере духовного производства, библиотечно-информационной деятельности. Зародилась специальная научная дисциплина – культуротехника. Термин “культуротехника “создан в дополнение к термину “культурология” и подразумевает познавательно-техническое отношение к культуре как к результату искусственного воздействия человека (человечества) на природу и общество. Культуротехника ориентирована на выделение, прежде всего, техник, процедур и операций деятельности тех субъектов, кто “работает с культурой”, задавая формы описания, анализа, систематизации ее явлений.

Рекламно-библиографическая технология – это относительно самостоятельный раздел технологии культуры или культуротехники. Под рекламно-библиографической технологией мы понимаем набор приемов труда в сфере библиотечно-библиографической рекламы, использование инструментов, средств продвижения к читателям, пользователям информации, коллекций, услуг библиотек, их информационно-библиографических ресурсов.

Под рекламно-библиографической технологией мы понимаем набор приемов труда субъектов библиотечно-библиографической рекламной деятельности (библиотеки, информационно-библиографического учреждения или его подразделения, библиографа, библиотекаря и т.д.) в сфере библиотечно-библиографической рекламы, организацию этого труда, использование соответствующих средств, инструментов и приспособлений в целях его оптимизации, достижения высшей эффективности библиотечно-библиографической деятельности. Таким образом, рекламно-библиографическая технология – это, главным образом, технология производства библиотечно-библиографической рекламы как составной части духовного производства, а также ее распространения, доведения до населения, системного проведения рекламных кампаний

Рекламная технология состоит из таких частей, как организационная и методическая. В рекламно-библиографическом технологическом процессе организация и методика должны быть оптимально соотнесены.

Технология рекламно-библиографической деятельности обеспечивает внутреннюю жизнедеятельность библиотечно-информационного учреждения и в то же время является концентрирующим началом ее внешних взаимосвязей с другими компонентами метасистемы библиотечной сферы. Разработка понятия “технология рекламно-библиографической библиотечной деятельности” вызвана нарастающей потребностью в обобщающей, логически четкой конструкции управленческого подхода, способного отразить процессы, формы, методы оптимального взаимодействия как внутренних, так и внешних факторов. Рекламно-библиографическая технология библиотечно-информационной деятельности выступает как единый процесс, обнаруживающий конкретные связи библиотечно-библиографических учреждений с жизнью.

Целостная система рекламно-библиографической деятельности движется к определенной цели и характеризуется, прежде всего, целесообразностью. Цель выступает в системе рекламной технологии библиотечной библиографии как важнейший системообразующий и синтезирующий компонент. Достижение цели требует средств, форм и методов, операций, действий, оптимальных в определенных условиях. Цель является стимулом всей системы технологии, а задачи служат организационному и методическому видам деятельности.

Важнейшим элементом системы рекламно-библиографической технологии является действие. Рекламно-библиографическая деятельность осуществляется в виде совокупности действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделиться из общей цели – повышения престижа библиотек как социального института и всемерного раскрытия их социальных возможностей.

В рекламно-библиографической деятельности можно выделить познавательный, информационно-коммуникационный, преобразовательный, оценочный (ценностно-ориентировочный), знаковый, социокультурный компоненты (виды деятельности).

Понятие “технология рекламно-библиографической деятельности” идентично понятию “рекламно-библиографические технологии”, составная часть которого библиографические технологии” имеет в России довольно длительную историю, хотя и значительное время развивалось под “псевдонимами” организация и методика библиографии. Библиографическая технология – систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного библиографического процесса, т.е. процесса библиографирования и распространения библиографической информации.

Библиографическая технология направлена на повышение прикладного организационно-методического потенциала библиографии, и эта четкая прикладная направленность привлекает к ней особое внимание библиографов-практиков. Под библиографической технологией они понимают систему знаний об условиях, формах, методах и приемах библиографирования и библиографического обслуживания, практическое использование которого обеспечивает целенаправленное воздействие на оптимизацию связей и отношений в системе “автор-текст-библиографический текст-пользователь (потребитель) информации”. Специалисты пришли к выводу, что технология – это жесткий расчет, наполненный духовным содержанием. Библиограф, разрабатывая технологию и не упуская из виду развитие всей системы библиографических отношений, мыслит научно-технологическими категориями и подчиняет библиографические процессы цели оптимального удовлетворения потребностей общества в библиографической информации.

Важнейшие черты технологии рекламно-библиографической деятельности: целостность, целесообразность, функциональное единство составляющих компонентов, включенность в метасистемы познавательной информационно-коммуникационной, ценностно-ориентировочной, социокультурной деятельности.

Структура рекламно-библиографического процесса: социальный заказ, целевая аудитория, содержание, формы, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, рекламные продукты, конечные результаты.

Основные этапы технологии рекламно-библиографической деятельности: 1. Анализ рынка, потребности в рекламно-библиографической продукции; 2. Формулировка цели; 3. Определение целевой аудитории, создание программы рекламно-библиографической деятельности на определенный период; 4. Формирование коллектива субъектов библиографической рекламы, воспитание у них рекламно-библиографической культуры, чувства ответственности за порученный участок рекламного дела; 5. Оптимальное планирование рекламной деятельности в целом и работы каждого из участников коллектива; 6. Проведение рекламных акций в соответствии с программой и планами; 7. Подведение итогов определенного рекламного процесса, выяснение его результативности, эффективности.

Анализ основных компонентов и основных этапов технологического рекламно-библиографического процесса показывает, что у организационного и методического видов рекламной деятельности существуют единые цели и конечные результаты, а их специфичность заключается в способах, методах, средствах, рационального и эмоционального воздействия на целевую аудиторию в целях оптимизации, достижения высшей эффективности продвижения библиотечно-библиографических ресурсов к населению, трансляции книжной, информационной, литературной культуры.

Hosted by uCoz