Андреева Н.Е.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БИБЛИОТЕК

Совершенствование управления информационной деятельностью библиотек невозможно без инноваций. В связи с этим особое значение имеет использование маркетингового подхода к формированию системы показателей и критериев оценки информационной деятельности библиотек. До настоящего времени показатели составляют основу планов библиотек всех уровней, в них находят свое конкретное выражение плановые предначертания и рубежи, поэтому совершенствование показателей имеет определяющее значение для повышения качества управления информационной деятельностью библиотек. Не менее важной проблемой для использования концепции маркетинга в управлении информационной деятельностью библиотек является и определение критериев эффективности их работы. Вместе с тем, информационная деятельность библиотек не имеет научно обоснованной системы показателей, проблема выбора критерия ее оценки остается дискуссионной, что затрудняет использование маркетингового подхода к формированию этой системы.

Затруднение в поставленной проблеме вытекает, прежде всего, из-за того, что информационная деятельность чрезвычайно сложное явление: во время хронометрирования информационных операций возникают значительные трудности, количественные данные о результатах информационной деятельности библиотек не дают представления о действительной эффективности и качестве различных участков и направлений деятельности библиотеки.

На разных этапах развития библиотечной науки изучению показателей работы библиотек и критериев их оценки уделяли большое внимание такие специалисты, как А.А. Покровский, Д.Ю. Теплов, Н.С. Карташов, И.М. Фрумин, Ю.Н Столяров, И.М. Романовская и многие другие. К настоящему времени опубликовано большое количество работ, целиком посвященных этим вопросам, либо в какой-то степени их затрагивающих. Сложность выявления конструктивных предложений заключается в том, что значительная часть информации содержится в статьях по самым различным вопросам теории и практики библиотечного дела.

Несмотря на большое количество публикаций, посвященных вопросам системы показателей и оценки деятельности библиотек, их информационная деятельность не имеет до настоящего времени достаточно обоснованной системы показателей и критериев, с помощью которых можно определять уровень выполнения информационными подразделениями социальных функций и позволяющих измерить эффективность и качество информационной деятельности библиотек. Учитывая дискуссионность и недостаточную разработанность проблемы, практические работники библиотек для оценки библиографической деятельности используют показатели, точнее их количественную характеристику.

Как показал анализ достаточно большого количества источников, до настоящего времени в предлагаемых подходах фактически оценивались не конечные результаты информационной деятельности библиотек в целом, а, как правило, один из параметров взаимодействия библиотечной системы с читателем, например, затраты времени на обслуживание, вопросы использования ее ресурсов, количество выданных библиографических справок. Такой подход к оценке всей деятельности библиотеки, в том числе и информационной, не удовлетворил ни практиков, ни исследователей. В настоящее время все большее количество ученых считает, что критерий оценки деятельности библиотек может быть найден лишь при учете конечного результата, ради которого библиотека создана. Именно в конечном результате отражается главный смысл, суть информационной деятельности.

В связи с этим уточним, что мы понимаем под конечным результатом информационной деятельности библиотек, на который, по нашему мнению, должны быть нацелены показатели ее деятельности, и, в соответствии с которым, должна производить ее оценка. Полагаем, что в качестве конечного результата информационной деятельности библиотек необходимо использовать степень достижения конечной цели. Такой подход к определению конечного результата для системы нашел обоснование в научной литературе. В соответствии с системной концепцией Д.В Гига, для систем, конечный результат которых не выражается в штуках, понятие “выход” заменяется на степень достижения цели. Маркетинговый подход к формированию показателей и критериев оценки информационной деятельности предполагает оценку деятельности структурных подразделений библиотеки в соответствии с конечной целью и результатом. Он включает оценку уровня качества внутри библиотечной работы и оценку тех трудовых затрат, которые потребовались для обеспечения заданного уровня качества любого направления информационной деятельности.

Создавая систему показателей информационной работы библиотек, мы должны стремиться к тому, чтобы, прежде всего, выделить те показатели, к наибольшему росту или снижению которых необходимо стремиться, исходя из конечной цели информационной деятельности библиотеки. Это станет возможным, если нацелить показатели информационной деятельности и критерии ее оценки на конечный результат. Режим работы при данном подходе описывается порядком движения традиционно используемых показателей, каждый из которых отражает определенный тип процессов получения полезных результатов в системе. Предполагаемая структура оценки результативности системы основана на концепции “поиска идеала”. Оценка деятельности выполняется сравнением двух режимов функционирования: текущего (фактического) с образцовым (эталонным), обеспечивающим предельную результативность. Чем ближе к эталонному фактически сложившейся порядок движения измеряемых показателей, тем выше уровень реализации функции данной системы в доступном информационном выражении. Организованная таким образом система показателей позволяет оценить свойство системы, которое ни одним из показателей в отдельности не может быть оценено. Этим свойством является степень реализации функции системы.

Полагаем, что при разработке системы показателей информационной деятельности библиотек, нацеленных на конечный результат, следует выделить три группы результатов по признаку места их формирования – исходные, промежуточные и конечные, при этом исходные результаты библиотека получает из среды, промежуточные результаты она сама производит и употребляет внутри себя, а конечные результаты являются выходом в среду. Такой подход позволит нацелить плановые показатели на конечную цель – максимальное удовлетворение информационных потребностей читателей, а критерии оценки информационной деятельности на конечный результат – максимально возможную степень удовлетворения информационных потребностей читателей библиотек.

Hosted by uCoz