- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Кулагин М.Г.

КОРПОРАТИВНАЯ КАТАЛОГИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Каталогизация является неотъемлемой частью библиотечного дела со времени его возникновения. На протяжении столетий она осуществлялась библиотекарями вручную путем создания карточного или печатного каталога. С появлением и широким распространением вычислительной техники стала возможной автоматизированная каталогизация. Но лишь в 90-е гг. XX в. появилась возможность проводить корпоративную каталогизацию, т.е. распределять ее между различными библиографирующими учреждениями (как правило, библиотеками).

В настоящее время, как полагает большинство специалистов в области библиотечного дела, корпоративность выступает ведущей тенденцией развития библиотечно-информационных систем и технологий. Каталогизация как один из важнейших процессов в библиотечно-информационной сфере, конечно же, не может остаться в стороне от этой тенденции, тем более что в данном направлении накоплен уже достаточно большой опыт.

За рубежом системы корпоративной каталогизации развиваются еще с 60-х гг. XX в. Наиболее известными среди них являются OCLC, RLIN и PICA, о деятельности которых в последние годы написано уже достаточно много. В России аналогичные системы стали создаваться лишь во 2-й половине 90-х гг. Первые попытки создания региональных объединений библиотек были сделаны в ряде крупных городов России, включая Москву, Екатеринбург, Челябинск, Пермь и др. Наиболее удачной из таких попыток представляется Российский центр корпоративной каталогизации (РЦКК), который был создан ГПНТБ России по инициативе Министерства культуры РФ в кооперации с рядом библиотек.

Проекты, связанные с корпоративной каталогизацией, предусматривают организацию совместной работы библиотечно-информационных учреждений над созданием электронного каталога (базы данных). В связи с этим в 1997-1998 гг. на базе РЦКК был осуществлен экспериментальный проект по проведению корпоративной каталогизации с участием ряда ведущих библиотек России. В частности, была создана база данных (БД), содержащая около 12 тыс. записей, разработан механизм добавления в нее записей и их корректировки. Однако дальнейшего развития этот проект в то время не получил в силу различных причин, главной из которых была недостаточная проработанность экономического взаимодействия его участников. Кроме того, сыграли свою отрицательную роль и несогласованность действий библиотек, участвовавших в проекте, и отсутствие должной поддержки со стороны ведущих библиотечных центров страны.

Следует отметить, что впоследствии проект РЦКК был возрожден, но уже на принципиально иной основе. Теперь он охватывает не весь спектр выпускаемой в России печатной продукции, как это было раньше, а лишь литературу научно-технической тематики, которая является профильной для ГПНТБ, по-прежнему являющейся основным вдохновителем и организатором проекта. Основой для создания базы данных на этот раз стала Автоматизированная система сводного каталога по научно-технической литературе, которая поддерживается ГПНТБ уже на протяжении 15 лет. Сейчас идет работа по созданию корпоративного каталога и выработке единой концепции представления и выдачи данных. В настоящее время в базе данных содержится более 50 тыс. записей о новых поступлениях научно-технической литературы. При разработке данного проекта были использованы программные и технические решения, опробованные еще при создании первого варианта РЦКК, которые за прошедшие несколько лет не потеряли свого значения.

В дальнейшем развитие корпоративных библиотечных проектов, подобных РЦКК, должно привести к тому, что библиотеки будут совместно: создавать сводные электронные каталоги путем распределения обработки новых поступлений; осуществлять ретроконверсию; создавать полнотекстовые базы данных (электронные библиотеки) путем перевода своих фондов в электронную форму, доступную для удаленных пользователей; организовывать и поддерживать службы электронной доставки документов; интегрировать корпоративные ресурсы в мировое информационное пространство; рекламировать создаваемую информационную продукцию и предоставляемые услуги.

Но для достижения этих целей необходимо создать определенные условия, важнейшими из которых являются: четкое разграничение полномочий между участниками; использование общих авторитетных (нормативных) файлов; использование единого коммуникативных форматов или, по крайней мере, обеспечение возможности их взаимного конвертирования; разработка и внедрение действенного механизма взаимодействия библиотек в рамках системы; качественное и оперативное выполнение всеми участниками взятых на себя обязательств.

Очевидно, что на данном этапе наиболее актуальной задачей является разработка модели корпоративной каталогизации, которая устраивала бы всех участников системы и одновременно обеспечивала бы наивысшую эффективность их работы. В качестве рабочего варианта, который, конечно, может изменяться и дорабатываться в соответствии с конкретной ситуацией и имеющимися возможностями, можно предложить следующую схему:

1. Подготовительный этап. Он включает в себя создание технических условий для корпоративной каталогизации, согласование набора полей в библиографической записи, заключение договоров между библиотеками, участвующими в проекте и другие действия, которые необходимо предпринять для успешного выполнения проекта.

2. Основной этап. Под ним подразумевается непосредственный процесс корпоративной каталогизации. Его для удобства можно разделить на несколько подэтапов:

2.1. Соединение библиотеки по телекоммуникационным каналам с другой библиотекой или с третьим учреждением, выполняющим функции каталогизационного центра.

2.2. Идентификация библиотеки путем ввода присвоенного ей уникального пароля.

2.3. Поиск в базе данных источников, которыми располагает библиотека, участвующая в проекте. Поисковыми элементами могут служить: ISBN, автор, коллективный автор, заглавие, ключевые слова, издательство, год издания, рубрики ГРНТИ, регистрационный номер РКП.

2.4. Выгрузка библиографических записей, имеющихся в базе данных, на сервер данной библиотеки и присоединение к записи идентификатора этой библиотеки.

2.5. Создание, обработка и пересылка по электронной почте в БД Центра библиографических записей на отсутствующие в ней документы. Следует отметить, что последнее действие (по крайней мере, на первоначальной стадии) должно быть доступно лишь некоторым участникам проекта, которые располагают наиболее квалифицированными каталогизаторами и могут предоставить определенные гарантии качества добавляемых в базу данных записей.

3. Заключительный этап. Этот этап должен быть посвящен оценке результатов и подведению итогов работы проекта. В ходе этого этапа участниками проекта оцениваются качество библиографической обработки документов по согласованным правилам и инструкциям, взаимодействие библиотек и технология совместной работы. Высказанные в ходе совместного обсуждения результатов работы замечания должны быть использованы для устранения имеющихся недостатков и повышения эффективности такой перспективной и необходимой в наши дни технологии, как корпоративная каталогизация.

Hosted by uCoz