- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Калиновская Н.А.

ТЕКСТ В СЕТЯХ ИНТЕРНЕТ: ВОЗМОЖНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ

Интернет, который сейчас является глобальной электронной библиотекой, меняет привычное представление о документе. В отличие от традиционного документа, после опубликования принимающего неизменную форму, электронный документ меняется. Что имеется в виду? Текст в сети неминуемо превращается в гипертекст, предполагающий произвольный путь прочтения. Он становится метатекстом с множеством ссылок, пересечений с другими текстами. Каждый пользователь, таким образом, прочтет свой вариант текста, даже классического произведения. Естественно, это касается не всякого документа из сети, так как не каждый из них имеет подобные ссылки и связи. Но согласитесь, переносить печатный текст “один к одному” в электронную библиотеку не имеет смысла, поскольку просто нецелесообразно тратить огромные возможности, предоставляемые сетью, на банальное изображение страницы с буквами. Кроме того, многие пользователи не любят читать текст с экрана, если могут его прочесть на бумаге. В этом плане традиционная книга не скоро уйдет в небытие. Размещать документ в сети стоит в таком виде, который привлекателен для пользователя.

Думается, конкуренция между электронными библиотеками в Интернет будет расти. Это вынудит их держателей менять формы представления текстов для привлечения посетителей. Например, классический роман Л.Н. Толстого “Война и мир” в форме метатекста сможет включить в себя, кроме собственно романа и обычных к нему примечаний, ссылки на другие документы, даже на другие сайты, где будет размещена информация о самых различных вопросах (от обмундирования войск, карт сражений, моды того времени до сведений о прототипах персонажей и бытовании романа после его создания с видео и звуковыми приложениями). Конечно, предполагается, что эта информация действительно заинтересует читателя, во-первых, и будет достоверной, во-вторых. Параллельно появляется масса проблем, требующих своего решения. Рассмотрим некоторые из них.

Ясно, что даже самые крупные библиотеки не смогут сами реализовать подобный проект, поскольку он требует больших затрат, как финансовых, так и временных. Потребуется привлечь к проекту тех, кто в силах помочь. И это не обязательно только спонсоры. Известно, что в Интернет есть множество сайтов с информацией, которую собирают и выставляют в сеть как организации, так и отдельные лица. Среди этих сайтов можно найти весьма достоверные и полные данные по различным проблемам. Почему бы не договориться о сотрудничестве с их держателями? Они тоже нуждаются в признании их заслуг и в высоких рейтингах посещений.

Далее возникает более серьезная проблема: противоречия между принципами бесплатности и доступности информации и законом об авторском праве, существующие способы обойти который весьма сомнительны. Кроме того, бесплатность информации не означает бесплатности услуг по ее предоставлению. Как определить стоимость подобных услуг? И как при этом решить задачу привлечения большего числа пользователей, которые в нашем обществе не так уж богаты? Думается, это тема для отдельного обсуждения.

Еще одна проблема, которую хотелось бы рассмотреть, и которая кажется наиболее важной, – создание поискового механизма. К сожалению, многие библиотеки, размещая в сети свои материалы, не всегда помнят о том, что пользователи чаще всего не умеют работать со специальными библиотечными поисковыми системами. В таком случае необходимо предусмотреть адаптацию пользователя, для чего можно выбрать путь приспособления поискового интерфейса к возможностям самого неискушенного посетителя или путь обучения желающих поиску непосредственно на сайте. Последний выбор не совсем удачен, так как не у всех есть возможность долго находиться в сети. Значит, придется поисковые системы делать более комфортными для массового пользователя. Это предполагает возможность легко сформулировать запрос, получить на него точный и полный ответ, который будет представлен в удобной и понятной форме. Было бы неплохо при этом предусмотреть учет контекста при поиске, чего не делают, например, обычные Интернетовские поисковые машины. Еще лучше иметь функцию ассоциативного поиска, когда кроме прямого ответа на запрос пользователь получал бы ссылки на документы и сайты родственной тематики. При разработке подобных средств поиска будет нужна координация усилий крупнейших российских библиотек, чтобы унифицированные правила и приемы поиска не заставляли пользователя перестраиваться при посещении разных электронных библиотек. Это решаемые проблемы.

Далеко не последнее значение имеет проблема восприятия читателем метатекста. Люди читают одну книгу, но каждый прочитывает свой текст. Это известно давно. Но при том сам печатный текст не меняется. Теперь же читатель волен выбирать свой путь прочтения, уже не текста, но метатекста. Соответственно разброс в восприятии одних и тех же произведений, и не только художественных, увеличится. Хорошо это или нет? Думается, что здесь больше положительного. Ведь и прочесть одно произведение можно будет не один раз, проходя другими путями. Какие при этом представления будут рождаться у читателей – загадка. Но в том-то и прелесть!

Посмотрите каталог ткани гипюр, вы точно найдете то что ищите, или позвоните консультанту.
Hosted by uCoz