- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Гусева Э.П.

БИБЛИОТЕКИ США И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Библиотеки США принято делить на 4 типа: школьные, публичные, академические и специальные. Если названия первых трех типов библиотек говорят сами за себя, то в группу специальных входят все остальные библиотеки, от национальных до частных общедоступных коллекций. Здесь говорить о классификации приходится только в рамках конкретных областей науки, сфер деятельности, групп потребителей и т.п. Такая, на первый взгляд упрощенная, схема позволяет читателям легко ориентироваться в мире библиотек, а самим библиотекам формулировать цели и задачи, создавать объединенные сети, профессиональные ассоциации, а производителям библиотечного оборудования (включая компьютерные и телекоммуникационные технологии) более целенаправленно создавать новые продукты.

Тремя основными направлениями деятельности библиотек являются: обеспечение доступа к документам и информации, их хранение и управление библиотечно-информационным делом в целом. Доступ к документам и информации – это широкая сфера библиотечной деятельности, охватывающая библиографическое обучение читателей, реферирование, каталогизацию, индексирование, классификацию, обращение документов, доставку документов, службу межбиблиотечного абонемента (МБА), поиск информации и справочно-библиографическое обслуживание, основная задача которых сделать доступной государственную, медицинскую, правовую, научную, гуманитарную и деловую информацию, а также литературу для детей и юношества. Сохранение документов и информации включает комплектование и отбор документов, создание и поддержание архивов и собраний рукописей, развитие коллекций и консервацию. Наряду с традиционными аспектами управления библиотеками различных типов, к общим вопросам управления можно отнести маркетинг, воспитание и использование лидерских качеств, межличностное общение, управление информационными ресурсами и регистрационными данными.

Несмотря на современное оснащение, достаточно удовлетворительное материальное и финансовое обеспечение, нельзя сказать, что у американских библиотек мало проблем. Напротив, в настоящее время их много и они все больше приобретают морально-этический и технологический характер. Вот с какими проблемами сталкиваются сегодняшние американские библиотеки: информационная этика и политика, цензура, права пользователя (право на privacy), электронные библиотеки, электронное издательство, взаимодействие различных библиотечных компьютерных сетей, стандарты метаданных. Не менее серьезные проблемы связаны с библиотечными кадрами: когда уходит на пенсию большое количество профессиональных библиотекарей старой подготовки, ощущается нехватка сотрудников, хорошо знающих библиотечное дело и свободно оперирующих различными компьютерными программами, не говоря уже об автоматизированных профессиональных библиотечных системах и службах. Кроме того, библиотекарь хорошего уровня должен обладать профильными знаниями в той области, в которой данная библиотека специализируется.

В настоящее время большинство библиотек США, независимо от их типа и масштабов, во многом зависят от комплексных автоматизированных систем, объединенных библиотечных сетей, библиографических служб, компьютеров и электронных ресурсов, или, другими словами, от информационных технологий. Эти технологии настолько глубоко проникли в библиотечную сферу, что сейчас с трудом можно представить работу библиотеки без интерактивного каталога, электронной службы доставки документов, межбиблиотечного абонемента, автоматизированного документооборота или электронной справочной службы. Пользователи замечают их отсутствие только тогда, когда происходят сбои в электронной сети или выходит из строя соответствующий сервер.

Информационные технологии – это обобщенный термин, охватывающий накопление, обработку, хранение и распространение текстовой, цифровой, графической, звуковой и любой иной информации во всех сферах деятельности человека, включая библиотечно-информационную. Этот термин имеет отношение только к тем системам, которые объединяют в себе вычислительные и телекоммуникационные технологии. Читателю совсем не обязательно быть продвинутым компьютерным пользователем, чтобы получить нужный документ или найти необходимую информацию; ему всегда поможет библиотекарь или легко используемый, простой интерфейс библиотечного портала. Нужно отметить, что все большее число пользователей библиотек составляет то поколение молодежи, которое было взращено на бытовой электронике и экипировано множеством электронных приборов, таких, как портативный компьютер (лэптоп), мобильный телефон, MP3 плеер, цифровая камера. Вместо каталога они пользуются поисковыми системам вроде Google, предпочитают электронные издания печатным, легко пользуясь музыкой и изображениями в цифровом формате.

Продолжая оставаться основными хранилищами печатной продукции, библиотеки быстрыми темпами наращивают электронные ресурсы, становятся потребителями крупных библиографических служб, профилированных баз данных и клиентами коммерческих поставщиков информации. Одновременно увеличивается роль библиотек в обучении (особенно дистанционном), исследованиях, инфраструктуре, национальной и глобальной политике. К современным библиотекарям предъявляются огромные требования, их профессионализм подтверждается не одним или несколькими высшими образованиями, но и способностью передавать знания так же, как это принято в научной и образовательной среде. Новое поколение библиотекарей – это высокопрофессиональные компьютерные пользователи, эксперты в управлении проектами и в области информационных технологий, владеющие прикладными программами и обладающие как информационными, так и научными знаниями.

В США библиотеки не просто существуют на дотации государственных и общественных фондов; своей активной деятельностью и профессионализмом они обязаны постоянно отстаивать неоспоримою пользу и значимость библиотечного дела. Как государственные, так и частные организации, заинтересованные в своем научном и финансовом развитии, постоянно предусматривают и отчисляют средства на развитие библиотечных структур. Действительно, никакой другой информационный институт не стал пока серьезным конкурентом библиотекам, которые по сей день остаются главными общедоступными культурно-образовательными учреждениями США.

Hosted by uCoz