Аббакумова Н.П.

НОВЫЕ ФОРМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
АГРАРНОГО СЕКТОРА

Процесс создания современной модели информационно-библиотечного обслуживания ученых, специалистов, производственников агропромышленного комплекса (АПК), основанный на новых информационных технологиях, предлагается рассматривать как преобразование библиотек и библиотечных систем под влиянием социокультурных факторов в новое качество ─ информационные центры, определение места их ресурсов в информационных потоках и приведение в соответствие их новому назначению структурно-организационных форм, содержательных, технологических аспектов деятельности.

Это обстоятельство и определяет необходимость изучения не только особенностей информационных потребностей ученых, специалистов АПК, но и тех категорий пользователей, которые не достаточно исследованы с точки зрения их профессиональных запросов.

В начале 90-х гг. были достигнуты определенные результаты в обслуживании специалистов и работников районных уровней агропромышленных объединений, но в целом система не сработала в полной мере по ряду причин, среди которых нужно выделить главную экономический кризис АПК. Среди активных форм информационной работы на том этапе отметим такие, как: День специалиста, День науки. Были созданы на базе центральных районных библиотек (ЦРБ) кабинеты научно-технической информации.

Ряд мониторинговых исследований в этой области еще раз показал, что сельское население с точки зрения информационного обеспечения стоит на одном из последних мест, и к наиболее оптимальному решению проблемы информационного дефицита в сельском хозяйстве можно отнести развитие кооперации и корпоративных форм взаимодействия между библиотеками различных типов, разной ведомственной принадлежности, включая крупнейшие из них как на федеральном, так и региональном уровнях. Следует подчеркнуть, что в настоящее время обслуживанием сельских товаропроизводителей занимаются и информационно-консультационные службы.

В части субъектов РФ реализуется несколько моделей такого взаимодействия, отрабатывается четырехуровневая модель информационного обеспечения села в рамках крупного территориального библиотечного объединения, например, проект “Информационное поле Орловского агрария”.

Основным звеном модели является ЦРБ, которая работает с ресурсами федерального аграрного информационного центра – ЦНСХБ и является методическим и консультационным центром для сельских библиотек-филиалов, именно туда и обращаются специалисты сельскохозяйственного производства за необходимой им информацией (научной, производственной, нормативной, правовой и т.п.). Общеизвестно, что фонды библиотек ЦБС имеют весьма скудные и морально устаревшие документы по проблемам АПК. Данное обстоятельство объясняется еще и тем фактом, что в книгоиздании научной литературы в связи с резким сокращением тиража и соответственно возникновения ситуации труднодоступности источника с позиций комплектования, происходят процессы отнесения ее к разряду “серой литературы”. Отсюда вытекает необходимость обращения к ресурсам крупных информационных центров по данной отрасли знаний и, в первую очередь, библиографическим ресурсам. Для удаленных от центра районов страны незаменимыми в подобной ситуации являются базы данных, включая библиографические, фактографические, полнотекстовые, лексикографические и др. В качестве примера приведем БД АГРОС, которая с одной стороны, представляет собой библиографический ресурс, отражающий активную часть фонда Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки (ЦНСХБ) Россельхозакадемии, начиная с 1985 г. объемом 1,1 млн. записей, с другой, – имеет и лексикографическое наполнение: каждая запись в БД содержит индексы УДК, отраслевого рубрикатора научно-технической информации, аннотацию, поясняющую и дополняющую заглавие публикации, дескрипторы тезауруса и ключевые слова. 20% документов сопровождаются рефератами.

Первое представление об источнике обычно вызывает потребность в первоисточнике. Существующие технологии позволяют сегодня создавать электронные библиотеки (ЭБ) на базе традиционных, нацеленные на решение различных информационных проблем. При формировании ЭБ нельзя забывать и о правовых аспектах, в частности о Законах Российской Федерации: “О библиотечном деле”, “Об авторском праве и смежных правах”, “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, “Об участии в международном информационном обмене”, “Об информации, информатизации и защите информации” др.

Развитие автоматизированной системы ЦНСХБ создало предпосылки для построения системы автоматизированной полнофункциональной системы обеспечения пользователей электронными копиями первоисточников в сельскохозяйственной науке.

Уже сегодня ЦНСХБ Россельхозакадемии как информационный институт, имея традиционные источники информации, а именно: документный фонд - 3,0 млн. ед. хранения при его ежегодном поступлении - свыше 28,0 тыс. документов, в т.ч. 350 назв. отечественных, около 700 назв. иностранных журналов, решает задачу расширения спектра электронных ресурсов. Следует отметить, что электронные ресурсы в сравнении с традиционным печатным аналогом обеспечивают большую оперативность с более широкими возможностями доступа к информации. Развитие компьютерной техники, периферийных и телекоммуникационных средств связи, совершенствование технологии обработки информации, оцифровки изображений, появление Интернета и web-технологий привело к активному использованию электронной доставки документов (ЭДД). По мере развития службы ЭДД библиотеки формируют полнотекстовые БД часто запрашиваемых документов. Повышение экономической эффективности ЭДД напрямую связано с расширением круга пользователей (частота использования архивных электронных документов).

Таким образом, рассмотрены некоторые новые формы информационно-библиотечного обслуживания как компоненты модели информационно-библиотечного обслуживания ученых, специалистов, производственников агропромышленного комплекса, основанный на новых информационных технологиях.

Hosted by uCoz