Шилов В.В., Новыш А.А.

О ПРОЕКТЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ОБМЕНА ДАННЫМИ В СИСТЕМЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ДОКОМПЛЕКТОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ

Задачи перераспределения библиотечных фондов с целью обеспечения полноты библиотечно-информационного фонда страны в последней трети XX в. выполняла система депозитарного хранения документных фондов библиотек. Её организационные и технологические основы были заложены в начале 70-х гг., и с течением времени они перестали соответствовать как новым социально-экономическим реалиям, так и вновь открывшимся возможностям современных информационных технологий.

Концепция модернизация системы (В.В. Шилов, М.И. Демидова, И.В. Эйдемиллер) была представлена на Всероссийском совещании “Документный фонд страны: проблемы развития системы обязательного экземпляра, депозитарных и обменных фондов” (Санкт-Петербург, нояб. 2000 г.). Реализация намеченных в концепции идей началась в ходе специальной НИР в 2002 г.

На договорных началах должна быть создана корпорация библиотек независимо от статуса и территориального размещения библиотек-участниц. На базе Российской национальной библиотеки мыслится создание Центра информации о литературе, предлагаемой для перераспределения (ЦИПЛ). Выбор РНБ как базы для Центра не случаен. С 1977 г. именно она была методическим центром для зональных межотраслевых и региональных библиотек-депозитариев, принимала активное участие в разработке документов, организации различных совещаний и семинаров, тем самым приобрела определенный авторитет в этой области.

Основой функционирования центра должна быть централизованная электронная база данных о документах, предлагаемых для перераспределения. База создается как источник информации, используемой библиотеками для перераспределения своих фондов. Основные операции по обмену информацией о предложениях, с одной стороны, и заказах, с другой, должен осуществляться в автоматическом режиме.

В организационные задачи Центра входят: анализ возможностей представления библиотеками необходимой информации в распоряжение ЦИПЛ; выделение группы наиболее подготовленных к началу обменных операций библиотек; согласование предложенной технологии с несколькими наиболее готовыми к началу обменных операций библиотеками; создание упомянутой системы баз данных на основе сведений, полученных от участников системы; распределение ответственности между участниками проекта, определение их прав и обязанностей; создание шкалы приоритетов выполнения заказов.

Оперативность обмена данными достигается не только посредством автоматизации, но с организационной стороны. Непосредственный доступ участников системы к базе данных ликвидирует ступенчатость в передаче информации о документах, предлагаемых для перераспределения.

Научные и технические задачи Центра направлены на: создание унифицированного перечня полей библиографической записи документов в объеме записи, оптимальном для достижения поставленных целей; разработку формата обмена данными (ФОД) подсистемы на базе национального коммуникативного формата RUSMARC; разработку (и/или применение ранее разработанных) конверторов для перевода разных форматов представления данных участниками проекта в единый формат; разработку технологии обновления информации в системе баз данных “Лакуны-Предложения” (“Desiderata-Proposition”); оптимизацию сроков представления данных в базе “Предложения” (“Proposition”); оптимизацию объёма базы данных “Предложения” (“Proposition”) в режиме презентации.

Автоматизация операций будет развиваться по двум основным направлениям.

В первом из них, в процессе создания и пополнения централизованной базы данных “Предложения” (“Prоposition”) осуществляется: проверка очередного списка предложений-N (proposition-N), присланного библиотекой (N - наименование или сигла библиотеки), на предмет соответствия списка качественным и количественным параметрам, регламентированным участниками корпорации; включение списка или его части, соответствующей регламенту, в централизованную базу данных “Предложения” (“Proposition”); идентификация библиографических описаний во избежание включения дублирующих записей; корректировка перечня библиотек, сопровождающего данную запись, в случае факта дублирования записей; оповещение библиотеки, приславшей список предложений, о включении (невключении) его в централизованную базу данных.

Во втором, в процессе поиска информации об изданиях, обеспечивается: сравнение содержания локальной базы данных (списка лакун) “Лакуна-N” (“Desiderata-N)” с централизованной базой данных “Предложения” (“Proposition”); идентификация библиографических записей из соответствующих баз данных; простановка отметок о результатах идентификации; оповещение библиотеки, приславшей список лакун (desiderata) о результатах идентификации, включая информацию о других библиотеках-заказчиках.

При этом все перечисленные операции производятся с учетом установленной приоритетности библиотек.

Далее библиотеки вступают в договорные отношения между собой. Информацию о результатах книгообменных операций (выполнение или невыполнение заказа) высылают в централизованную базу данных “Предложения” (“Proposition”), соответствующие списки включаются в неё, проходя весь цикл автоматической идентификации, корректировки и т.д. Таким образом, к числу автоматически выполняемых операций, с перерывом на установление договорных книгообменных отношений, добавляются: корректировка записей по результатам проведения обменных операций; включение отработанного списка лакун (desiderata) в архивную сводную базу данных “Лакуны” (“Desiderata”), с соответствующими пометками о результатах поиска информации и перераспределения изданий.

Программное обеспечение подсистемы должно обеспечивать удаленный доступ к базам данных ЦИПЛ в реальном режиме времени для участников системы.

Основу этого программного обеспечения составляет сервер баз данных ЦИПЛ, где осуществляется поддержка функций администрирования данными.

Непременным условием (одним из ряда условий) информационно-технологического обеспечения системы являются библиографические записи документов в электронном виде в согласованном формате представления.

Научная и технологическая поддержка проекта осуществляется Научно-исследовательским отделом библиотечных фондов (НИОБФ).

Состав участников проекта утверждается и согласовывается по мере готовности плана проведения работ.

Код сканер штрих кода.
Hosted by uCoz