Эйдемиллер И.В.

СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КНИЖНЫХ ПАЛАТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЛНОТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ РЕГИОНА

Формирование полного национального документного фонда и полнота национальной государственной библиографии в значительной мере зависят от создания и эффективности функционирования системы ОЭ на региональном уровне. В этом направлении в РНБ в 1996 г. была разработана концепция, в основе которой лежит придание функций книжных палат центральным библиотекам региона, закрепление за ними функций контроля за доставкой местного и федерального ОЭ.

В 1994 г. специалистами РКП Орловой В.Я. и Семеновкером Б.А. было проведено исследование “Обеспечение полноты государственной библиографии в условиях рыночной экономики”. Для выбора оптимальной модели деятельности РКП в новых условиях была изучена отечественная и зарубежная практика обеспечения полноты ГБИ. Особое внимание было уделено анализу опыта создания сети местных представительств книжной палаты и региональных книжных палат в 20-е гг. ХХ в.

В результате исследования специалисты пришли к выводам: “Поскольку удовлетворительная полнота ГБИ в условиях рыночной экономики невозможна при использовании только ОЭ, доставляемого централизованно, необходимо рассмотреть вопрос о создании перекрестной системы сбора как новых изданий, так и информации о них”. И далее: “Для обеспечения полноты доставки местных изданий целесообразно в большей мере опереться на региональные библиотечно-библиографические учреждения. Для этого целесообразно распространить опыт деятельности РКП с республиканскими библиотеками также на краевые и областные библиотеки с тем, чтобы они стали представителями РКП на местах и регулярно присылали в РКП информацию о новых изданиях, выходящих на территории. Это позволит также “приблизить” РКП к месту выпуска изданий для получения полного комплекта ОЭ. В обмен все местные представительства-участники системы могут получать машиночитаемую ГБИ бесплатно или по сниженным ценам”.

Руководство ЮНЕСКО по ОЭ считает одним из самых эффективных способов решения этой проблемы – создание сети официально утвержденных местных представительств центра государственной библиографии. Ими могут быть: библиотеки, агентства печати и частные лица.

В России система местных представительств была создана в 1907-1920 гг. История вопроса подробно изложена в монографии Г.В.Михеевой “История русской библиографии: 1917-1921”.

В 1917-1921 гг. руководству Книжной палаты удалось создать сеть местных представительств. Местные отделения действовали в 25 городах. Предполагалось иметь представителей Палаты в 86 городах. Также была создана система региональных книжных палат. В период с 1917 по 1921 гг. самостоятельные книжные палаты существовали на Украине, в Татарстане, Казани, Туркестане. На территории современной России существовали: Сибирская книжная палата – в г. Омске, которая имела отделения в гг. Иркутске, Томске и Владивостоке, Книжная Палата Дальневосточной Республики в г. Чите, Приморская областная книжная палата в г. Хабаровске.

Таким образом, концепция РНБ учитывает исторический опыт России и соответствует зарубежным подходам к решению проблемы полноты библиотечных фондов.

Для реализации концепции в современных российских условиях требуется длительный и сложный процесс становления регионального библиотечного законодательства, законодательства об обязательном экземпляре субъектов Федерации. К 2002 г. нормативные документы по местному обязательному экземпляру имеются в 80,9% регионов РФ. Ключевое значение в этом процессе имеет как раз вопрос об исполнении функций региональных книжных палат. В настоящее время в русле данной концепции практически работают несколько центральных библиотек субъектов РФ.

Создание в 1998 г. при Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского отделения Книжной палаты Иркутской области привело к увеличению поступлений местной книжной продукции в 2,3 раза (с 426 экз. в 1997 г. до 924 экз. в 1998 г.), журналов в 1,6 раза (соответственно с 18 до 29), газет в 1,5 раза (соответственно с 125 до 190). В последующие годы поступление местного обязательного экземпляра стабилизировалось и теперь можно говорить, что Книжная палата “контролирует региональный издательский рынок”. Закон Иркутской области “Об обязательном экземпляре документов Иркутской области” 1999 г. №39-ОЗ, ст.14 п.1 закрепил функции Книжной палаты за Областной государственной универсальной научной библиотекой им. И.И. Молчанова-Сибирского. Придание статуса КПИО библиотеке был поддержано РКП.

В настоящее время закрепление функций региональных книжных палат планируется и в других региональных законах. Пример тому находящийся сейчас на утверждении проект Закона “Об обязательном экземпляре документов” Архангельской области. Аналогичный проект рассматривается в Белгородской области и Свердловской области.

Таким образом, можно говорить о том, что в России начался определенный процесс закрепления функций региональных КП за ЦБ субъектов РФ.

В 1934 г. Н.В. Здобнов так сформулировал свой взгляд на роль, место и задачи библиографии местной печати: “Центр тяжести библиографии местной печати не в краеведении: взятая в целом, она имеет значение как средство максимально полного (в пределах возможности) учета печатной продукции страны, как вспомогательная сила государственной библиографии…. При хорошо организованной библиографии местной печати могут в значительной мере упроститься и облегчиться задачи Центральной книжной палаты как по учету и описанию текущей книжной продукции, так и по составлению репертуара книги СССР. Вообще говоря, библиография местной печати даст возможность поднять на более высокую ступень дело советской государственной библиографии”.

Как полнота государственной национальной библиографии, так и полнота национального библиотечного фонда (эти критерии взаимоувязаны) зависят именно от активной роли центральных библиотек субъектов РФ. Закрепление за ЦБ регионов функций региональных книжных палат, официальных представителей РКП на местах придаст им больший вес и поднимет полноту комплектования их собственных фондов.

Практически эти функции уже выполняются. Новые учреждения создавать не требуется. В структуре центральных библиотек соответствующим подразделениям необходимо вменить выполнение определенных обязанностей. Поток местных изданий не настолько велик, чтобы потребовал значительного увеличения трудозатрат и большого дополнительного финансирования. Взаимоотношения РКП и ЦБ регионов должны строиться на основе договоров о сотрудничестве.

Hosted by uCoz