Бойкова О.Ф.

ФОНД АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ БИБЛИОТЕКИ
В КОНТЕКСТЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

Значение специализированных фондов, содержащих аудиовизуальные материалы: грампластинки, видеофильмы, компакт-диски, CD-ROM, DVD, для эффективного обслуживания пользователей библиотеки в последнее время возрастает. Подобные фонды созданы в крупнейших библиотеках федерального уровня: РГБ, РНБ, Российской государственной библиотеке для слепых, в региональных библиотеках: Пермской государственной областной универсальной библиотеке им. М.Горького, Свердловской областной универсальной библиотеке им. В.Г. Белинского, Кемеровской областной научной библиотеке им. В.Д. Федорова и др. Организуются также медиатеки, культурные мультимедийные центры. Более 10 лет действует французская медиатека во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино. В отделе литературы по искусству Смоленской областной универсальной библиотеки создан мультимедийный культурный центр и т.д.

Проблемы авторского права и организация специализированного фонда аудиовизуальных материалов в библиотеке, условия его хранения и особенности обслуживания пользователей широко обсуждались на второй Всероссийской научно-практической конференции по аудиокультурологии, аудиоархивистике и новым технологиям “ЭХОЛОТ 2002” (Москва, октябрь 2002). Основные проблемы, обсуждаемые на этой конференции: правовые основы деятельности архива аудиовизуальных материалов; формирование фонда аудиовизуальных коллекций и авторское право; обработка, хранение и реставрация аудиовизуальных материалов и авторское право; применение новых информационных технологий для обработки и реставрации аудиовизуальных материалов и авторское право; создание электронных цифровых копий аудиовизуальных материалов и авторское право; предоставление аудиовизуальных материалов в Интернет и авторское право.

Библиотеки – государственные учреждения культуры, в оперативном владении которых находятся фонды аудиовизуальных материалов, осуществляют их общественное использование и обслуживание пользователей в соответствии с их потребностями и интересами на основе федерального закона “О библиотечном деле” (1994 г.). Библиотеки, выступая в качестве посредников между пользователями и фондом аудиовизуальных материалов, являющихся объектами авторского права опираются на закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” (1993 г.). Однако в России пока нет ни опыта практического применения норм права об охране аудиовизуальных материалов в библиотеках, ни значительных научных исследований данной проблемы.

В соответствии с этим законом Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” аудиовизуальные произведения – комплексный объект охраны, поскольку в них включается творческий труд авторов музыкальных и текстовых произведений, исполнителей, а также технический труд производителей.

Автору или авторам принадлежат авторские права на произведения науки, литературы и искусства (литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом и без текста и др.). Они являются первоначальными субъектами авторского права, которые обладают личными имущественными и личными неимущественными правами (правом на имя).

Исполнители произведений: артисты-исполнители (певцы, музыканты, чтецы, танцоры и др. лица), режиссеры-постановщики (театральные режиссеры, балетмейстеры, хореографы) и дирижеры, чья деятельность носит творческий характер, направлена на создание новых объектов авторского права – произведений исполнительского искусства. Они имеют как личные неимущественные права (право на имя, право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя), так и имущественные права.

Производители или создатели звуко- и видеозаписей, деятельность которых не носит авторского характера, поскольку они изготовляют звуко- и видеозаписи, т.е. осуществляют техническую деятельность, в результате которой не создаются новые произведения. Производитель фонограммы осуществляет предоставленные ему смежные права в тех пределах, которые определены договором между автором и исполнителем записанного на фонограмму произведения.

Таким образом, библиотека, содержащая в своем фонде аудиовизуальные материалы, является обладательницей интеллектуальной собственности. При этом следует иметь в виду, что материальный носитель – фонограмма, на котором находится запись, не охраняется законом. Охраняется только запись. В таком фонде библиотеки совместно сосуществуют, т.е. комплектуются, хранятся и используются, с одной стороны, объекты интеллектуальной собственности – записи исполнении или постановок в виде фонограмм, с другой, – материальные носители, на которых записана фонограмма. Их использование осуществляется без участия исполнителей или производителей. Вместе с тем права библиотеки, имеющей и использующей подобный фонд, предметно не регулируются в российском законодательстве. В этой связи библиотеки вынуждены самостоятельно решать следующие проблемы: возможности использования, в том числе копирования записи аудиовизуальных произведений в культурных, научных и образовательных целях; особенности восстановления фонда аудиовизуальных материалов в случае его материального старения и износа; условия реставрации аудиовизуальных произведений, хранящихся в фонде библиотеки.

Hosted by uCoz