Теплицкая А.В.

ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

В настоящее время библиографическая продукция реализуется в разных форматах: печатном, электронном, карточном, на микрофишах и т.д. Электронный формат постепенно вытесняет остальные форматы. Наиболее ярко это можно проиллюстрировать на примере национальной библиографии. В 1996 г. 90,3% мировых национальных агентств придерживались печатного формата издания национальных библиографий. В 2001 г. их процент сократился до 75. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем. В странах с низким уровнем жизни национальные библиографии существуют только в печатном формате. Следующие за печатным форматом Internet и CD-ROM пока значительно уступают ему в процентном отношении (в 2001 г. соответственно 40,4% и 36,5%). Большинство национальных агентств распространяют национальные библиографии в нескольких форматах одновременно: Германия в 6, Великобритания – 5, Китай – 4, Россия – 3 и т.д. Издание национальных библиографий в печатном формате на сегодняшний день преобладает, так как этот формат пока лучше других форматов отвечает требованиям архивного хранения, сохранности и доступности национальных библиографий. Именно эти требования к формату, в котором реализуется национальная библиография, предъявляют рекомендации Международной конференции по национальным библиографическим службам (Копенгаген, 1998).

Но с каждым годом печатный формат, по сравнению с электронным, становится все более дорогостоящим для библиотек. На Всероссийской научной конференции “Библиографическая деятельность национальных библиотек” (С.-Петербург, окт. 2002 г.) ряд ее участников отметил, что теперь они издают свои летописи печати только в электронном виде, так как печатный формат стал для них финансово недоступен. Экономические проблемы заставили библиотеки отодвинуть на второй план требования, предъявляемые международными стандартами и рекомендациями.

Экономические проблемы стали одной из причин перехода в РГБ к использованию электронного формата при производстве библиографической продукции. РГБ имеет богатый опыт по ведению электронных каталогов, БД. Активно ведутся работы по созданию сводных каталогов в электронном формате. Это требует усилий не только со стороны библиографов, но и автоматизаторов. Издательский цикл в данном случае практически исключен. Многие подразделения Библиотеки создают библиографическую продукцию не в виде БД, а в виде электронных картотек на основе ПО Microsoft Word. Это позволяет обходиться без помощи автоматизаторов, основные усилия которых сейчас направлены на упорядочение пути книги и обслуживания читателей, и поэтому библиографические проблемы ждут еще своего решения. Но подобного рода библиографическая продукция доступна только читателям конкретных подразделений Библиотеки, ибо в локальной сети она не представлена. Например, аналитическая картотека “Психология” на основе подсобного фонда читального зала доступна посетителям только данного зала. Или другой пример. По условиям договора со сторонней организацией несколько лет назад был составлен и издан библиографический указатель по теме PR и реклама. В настоящее время сотрудники РГБ продолжают вести эту тему и передают заказчику библиографические записи в ПО Microsoft Word на дискетах.

Настало время упорядочить подготовку библиографической продукции в электронном формате. Если технология производства текущих БД и сводных каталогов отработана, то издание ретроспективных библиографических указателей должно претерпеть изменения. Сотрудники Библиотеки видят несколько путей развития. Первый – часть указателей по-прежнему будет выходить в печатном формате. Но теперь прежде чем библиографы начнут разрабатывать новый библиографический указатель его тема должна быть утверждена на Научно-методическом совете РГБ по библиографии. Окончательное решение зависит от издательства “Пашков дом”. Именно они решают, будет данный указатель существовать в печатном виде или нет. Решение издательства зависит от предполагаемой коммерческой выгоды. В этой ситуации библиографы все больше внимания уделяют второму пути развития – электронному, т.е. или выставлять результаты своего труда на сайт РГБ или создавать CD-ROM.

Вопросы издания библиографической продукции в электронном формате находятся в центре внимания мирового библиографического сообщества. Активно изучается новый вид библиографической продукции “предметные входы” (subject gateways) как техническая возможность создания библиографий Интернет-ресурсов. В 2002 г. на конференции ИФЛА был организован рабочий семинар, специально посвященный проблемам отражения удаленных электронных ресурсов в национальных библиографиях. В большинстве стран сетевые электронные документы не включены в состав закона об обязательном экземпляре. Но библиотеки прекрасно понимают, что сетевые документы являются частью национального достояния страны – памятью нации. Они должны быть сохранены и учтены, для того чтобы настоящие и будущие поколения могли иметь доступ к ним.

РГБ не является национальным библиографическим агентством России по электронным документам, но опыт других библиотек мира представляет интерес с точки зрения отбора сетевых документов и организации работы с ними. Библиотека не готова стать национальным архивом электронных документов, но отражать их в своей библиографической продукции она может. Если сейчас в библиографической продукции РГБ отражаются документы, находящиеся непосредственно в ее фондах, то со временем Библиотека будет предоставлять пользователям информацию, имеющуюся в Интернет в открытом доступе. Уже сейчас РГБ совместно с РНБ составляет “Регистр полнотекстовых и библиографических ресурсов Интернет для библиотек” и указатель российских журналов, доступных в Интернет. Но этого уже явно недостаточно. Исследования показали, что потребители испытывают недостаток в информации по экономическим, юридическим, филологическим наукам, реализованной в электронном виде.

Дальнейшее развитие производства библиографической продукции в РГБ будет развиваться на основе использования новых информационных технологий. Это позволит библиографам разрабатывать те виды библиографических пособий и ту тематику, которые отвечают запросам пользователей. Коммерческая выгода не должна стоять во главе угла.

Hosted by uCoz