Нестерова Н.В.

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исходные положения педагогики высшей школы заложены в идеях великих педагогов прошлого.

Основные принципы образовательной политики в России определены в Законе Российской Федерации "Об образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., Федеральной программе развития образования на 2000–2005 гг., Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, а также в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации. Эти документы имеют всеобъемлющее значение для обеспечения процесса модернизации образования в России. О ходе его реализации подробно говорится в документе “Высшая школа в 2001 г.: Ежегодный доклад о развитии высшего профессионального образования” (17).

Большое теоретическое значение имеют общепедагогические работы современников: Ю.П. Азарова (2), Амонашвили Ш.А. (3), Ю.К. Бабанского (61), В.С. Кукушина (40), Я.М. Нейматова (54), Б.Т. Лихачева (44), В.А. Разумного (65), В.С. Селиванова (70), В.А Ситарова. (73), В.А. Сластенина (75), Э.М. Сухановой (82), И.Ф. Харламова (91) и др. Интенсивно разрабатывались вопросы общей педагогики в зарубежных странах: C. Aggarwal (96), J.R. Davis (122), A. Lesley. [et al.] (146), Ch. Lowe (153), P. Mahony (155), T.T Moyana (163), B.K. Nigam (165), W.A. Paringer (168), W. Rein (175), J.J. Roelofse (177), J.C.F. Rosenkranz (179), S. Venkateswaran (193) и др.

Глубоко изучена история педагогики. Особую ценность представляют труды таких авторов, как: Е.Н. Зейлигер-Рубинштейн (23), Т.Г. Киселева (34), Н.А. Константинов (37), А.М. Лушников (46), Э.И. Моносзон (51) и др. Многое сделано зарубежными историками педагогической науки. Отметим лишь некоторых авторов: K. Albert (97), J.-M. Barreau (101), I. Bork-Goldfield (108), C. Chitty (114), D Crook (119), M. Develay (125), M Fuhrmann (132), P. Gotte (135), M. Grenfell (136), D. Hameline (138), J. Locke (152), I. v. Martial (157), G. McCulloch (160), S. D. Michalski (162), W. Okon (167), M. Pauls (170), Phillips (172), H. G. Snyder (188),W. Spyra (189), W.A. Stewart, A.C. William (190) и др.

Этот краткий, далеко не полный перечень отечественных и зарубежных авторов свидетельствует о том, что вопросы общей педагогики, ее истории получили глубокое и всестороннее исследование, хотя это вовсе не означает отсутствия в этой области нерешенных проблем.

Проблематика педагогики высшей школы разработана в меньшей степени, что, скорее, объясняется относительной “молодостью” данной науки.

Наиболее общие вопросы современного высшего образования рассмотрены в работах: В.И. Байденко (94), П.Г. Буги (10), В.Г. Кинелева (33), А.В Коржуева (38), В. Оконя (58), С.Б. Смирнова (77), О.Н Смолина (78), G.A. Rangel (174), D.J. Rowley, H.D. Lujan, M.G. Dolence (181), A.H. Samii, M.R. Vaghefi, D. Nowrasteh (184), G. Turner (192), а также во многих других публикациях и документах.

Основы педагогики, дидактики, психологии вузовского образования исследовали: В.Г. Демидов, А.Я. Айзенберг (19), М.И Дьяченко, Л.А Кандыбович (20), С.И. Зиновьев (24), Б.С. Гершунский (40), В.А. Попков (64), А.Д. Солдатенков (80), Ю.Г Фокин (88), В.И. Черниченко (93), K. Albert (97), W. Becker (104), C.S. Claxton, P.H. Murrell (116) и др.

Исследованию учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в вузе, посвятили свои работы очень многие авторы: С.И Архангельский (6), С.И. Зиновьев (24), А.В. Коржуев (38), В.С. Кукушин (40), Л.В.Романюк (68), В.А. Сластенин (76), А.Д. Солдатенков (80), А.В. Усова (86), Ю.Г. Фокин (88), K. Albert (97),. D.S. Anderson, G.G. Milgram (98), N. Beadie (103), N.K. French (130), T. Garling, S. Fujii (134), H.L. Harrington (140), B. Krapf (145), J. Levesque, T. Prosser (148), E. Thuriet (191) и др.

Особо большое внимание в трудах отечественных педагогов уделено организации и методике учебно-воспитательного процесса. Здесь следует отметить публикации таких авторов, как: С.И Архангельский (5), Л.В. Борикова (9), С.М. Василейский (12), Г.А. Воронцов (14), Зиновьев С.И. (24, с. 100-312, 150), Т.В. Кожекина (35), А.А Леонтъев (41), И.Я. Лернер (42, 43), Г Н Лобова (45), Л В. Московкин (52), Р.Э. Нейман (53), Д. Павлов и др. (59), М.Н. Скаткин (160, 161), В.А. Трайнев (84), В.И. Черниченко (94), В.В. Яглов (95) и др. Существенно важными достижениями характеризуется в этом отношении зарубежная педагогика высшей школы: B.A. Bichelmeyer, M. Misanchuk, L. Malopinsky (105), G.D. Bothun (109), P.A. Carlson (111), S. Carr (112), A. Deden, V.K. Carter (123), C.J. Guardo, S. Rivinius (137), W.F. Massy, A.K. Wilger (159), G. Rosenkrans (178), M. Simonson (186),. C.R. Wolfe, L. Crider, L. Mayer, M. McBride, R. Sherman, R. Vogel (195) и др.

В последние десятилетия активизировалось исследование “высоких технологий” педагогики высшей школы. В разработку этого направления педагогических исследований заметный вклад внесли В.В. Балашова, В.В. Масленникова, В.С. Румянцева (27), К.Я. Вазина (11), В.В.Ищенко (29), В.Г. Карпов (31), И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова, С.А. Смирнова (60), Г.А. Краснова (39), В.П.Сергеева (71), В.Д.Симоненко (72), А.В.Федоров (87) и др. Поток литературы по данной теме характеризуется тенденцией к неуклонному приращению. Широкомасштабное исследование этой проблематики ведется в зарубежных странах: Ch.-F. Chuang (115), S. D'Antoni (120), S.C. Ehrmann (128), W. Friedheim (131), W.A. Maloney (156), M. Marttunen (158), J.P. Merisotis (161), J. Newson (164), L. Schrum, T.A. Lamb (185), B.G. Wilson (194) и др.

Настоящий всплеск исследований наметился в области самообразования и непрерывного самообразования – темы, история разработки которой насчитывает почти два столетия. За последнее десятилетие вышло несколько сот изданий, в которых рассмотрены самые различные аспекты этой крайне важной для вузов проблемы. Отметим только некоторые из них. Это “Всемирный доклад по образованию, 2000: Право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни: Русская версия” (16), работы таких авторов, как: Л.В.Голуб (195, 196), С.В.Зверева (22), Г.У. Матушанский (199, 200), А.М. Новиков (56), Ю.Н. Петров (62), В.И. Подобед (63), С. А. Репин (67), Н.М. Токарская (83), М.С.Чванова (92) и др. Не менее активно проблематика изучалась зарубежными теоретиками. Упомянем публикации: F. Audigier (99), C. Chauvin (113), B. Dewe (126), G. Dohmen (127), K. Okamoto (166) и др.

Существенно новый характер приобрели исследования в области управления, особенно качеством высшего образования. А.Г. Бермус (8), А.И. Вроейнстийн (15), С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина (50), М.Н. Катханов, В.В. Карпов (32), Л.А. Майборода (47), В.Н. Нуждин (57), Н.А. Селезнева (69), Г.Б. Скок, Б.Б. Горлов (74), А.И. Субетто (81) и др. публикуют работы по этой теме. Выходят многие другие издания по проблеме качества. Большой размах они приобрели в зарубежных странах: R. Birnbaum, J. Deshotels (106), Joughin (144), R. Lewis, P. Berghoff, P. Pheeney (149), J.M.K. MacAlpine (154), M.W. Peterson, C.H. Augustine (171), J.T. Rudolph, N.L. Howard (183), B. Smith & et al. (187) и др.

С учетом изменившихся жизненных реалий мировая педагогика изучает проблему студенчества: С.А. Абдоков (1), В.Н.Иванов, Е. К. Соколова (25), А.В. Иващенко (26), К.Г. Колтаков, И.И. Москвичев, В.В. Рыков (36), Д.Е. Фролов, В.И. Малкин (90), , G.R. Evans, R. Gillian (129), G.R. Evans (129), S. Hebel (141), C. Humfrey (143), J. Liu (151) и др.

Обширный массив научной информации накоплен педагогической наукой в области представлений о современном педагоге: В.Т. Ащепков (7), Г.А. Засобина, В.С. Мухаммед (21), И.Ф. Исаев (28), В.П. Каргаполов (30), Л.Н. Макарова (49), Л.Н. Макарова (48), Г.Н. Неустроев (55), С.Д. Резник (66), В.В. Соколова (79), В.Г. Тылец (85), П.П.Фролкин (89), P. Balch (100), M. Burgan, R. Weisbuch, S. Lowry (110), J. Cowan (118), J.M. Gappa (133), D.W. Leslie (147), C.M. Licata (150), A.E. Parry, M.J. Horton (169), A.M. Pisani, N. Stott (173), S. Rowland (180) и др.

В России сравнительно немногочисленны пока работы, посвященные негосударственным вузам, осуществляющим обучение на платной основе. Отметим публикации А.В. Аралова (4),. К.А. Воробьева (13), а также некоторые другие издания (257, 260, 261). Гораздо более “продвинутыми” в этом плане представляются результаты зарубежных исследований: J. Basinger (102), W. Block, M. Horton (107), A.J. Coulson (117), M. Darlington-Hope (121), K. DeMauro (124), T.J. Handy (139), B.A. Holland (142), D. Rodas (176), R.S. Ruch (182), и др. И это вполне понятно.

В целом, как показывает анализ источников, научно-педагогическая мысль высшей школы в последние десятилетия в значительной мере характеризовалась прорывным характером разработок. Однако в рассматриваемой области накопилось большое количество знаний, фактов, которые слабо увязаны между собой. Дальнейшее развитие такого процесса приращения информации может принять кризисный характер. Поэтому уже ныне существует необходимость сведения в единую систему огромных объемов разнообразной информации, согласования большого числа различных, нередко противоречивых точек зрения, концептуального, комплексного, системного осмысления теории и практики высшего образования.

Литература:

1.

Абдоков С.А. Общество. Политика. Студент / Отв. ред. Н.С. Слепцов.-Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1992.-83 с.

2.

Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы.-М.: Топикал, 1994.-608 с.

3.

Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. В 3 т. Екатеринбург, 1993.

4.

Аралов А.В. Управление негосударственным вузом в условиях рынка образовательных услуг: Пособие для рук. вузов.- Ессентуки: Ессентук. ин-т упр. бизнеса и права, 2000.-116 c.

5.

Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе.- М.: Высш. школа, 1976.- 122 с.

6.

Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: Высш. школа, 1980.- 97 с.

7.

Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы.- 2-е изд., испр. и доп.- Ростов н/Д: ИППК РГУ, 1997.-142 с.

8.

Бермус Александр Григорьевич Управление качеством профессионально-педагогического образования.-Ростов н/Д: Изд во РГПУ, 2002.-288 с.

9.

Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., стер.- М.: Academia, 2002.-122 с.

10.

Буга П.Г. К вопросу о типологии высших учебных заведений. Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. ННФ.- Аналит. сб. Вып. 11.- М.: 1995, с. 1-6.-В надзаг. ГК РФ по высш. обр. НИИВО.

11.

Вазина К.Я. Дистанционное обучение педагогических кадров: (На примере авт. курса "Модель саморазвития человека"): Учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям, и для слушателей ИПК/ К. Вазина.- М.: Моск. гос. ун-т печати, 2002.-267 с.

12.

Василейский С.М. Лекционное преподавание в высшей школе. Краткий исторический очерк, его психолого-педагогические основы и общая методика.- Горький: Изд-во Горьков. пед. ин-та, 1959.- 76 с.

13.

Воробьев К.А. Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в негосударственном вузе: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.- М.: МОСУ, 1999.- 165 с.

14.

Воронцов Г.А. Работа над рефератом: Учеб. пособие для студентов/ Г.А. Воронцов.- 3-е изд., испр. и доп.-Ростов н/Д: Март, 2002.- 62 с.

15.

Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования: Рекомендации по внеш. оценке качества в вузах/ А.И. Вроейнстийн.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.- 179 c.

16.

Всемирный доклад по образованию, 2000: Право на образование: на пути к образованию для всех в течение всей жизни: Рус. версия.- М.: Изд-во ЮНЕСКО: Магистр-Пресс, 2000.- 192 с.

17.

Высшая школа в 2001 г.: Ежегодный доклад о развитии высшего профессионального образования / М-во образования Российской Федерации, НИИ высшего образования.- М., 2002.- 203 с.

18.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций).- М.: Интернет Диалект+, 1997.- 697 с.

19.

Демидов В.Г., Айзенберг А.Я. Овладение вузовской дидактикой // Вест. высш. шк.-1969.-№9.-С.68-69.

20.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза).- Минск: Изд-во БГУ, 1978.- 319 с.

21.

Засобина Г.А., Мухаммед В.С. Исследование в педагогической деятельности преподавателя высшей школы.- Иваново: Иван. гос. ун-т, 1997.- 187 с.

22.

Зверева С.В. Педагогическое образование: контекст непрерывности.- М.-Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2000.- 233 c.

23.

Зейлигер-Рубинштейн Е.Н. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли.- Л., 1978.- 108 с.

24.

Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе.- Изд. 2.- М.: Высш. школа, 1975.- 314 с.

25.

Иванов В.Н., Соколова Е.К. Социальное самочувствие и политические ориентации студенчества.- М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1995.- 35 с.

26.

Иващенко А.В. Академическая зрелость студентов.- М.: Социум, 2000.- 164 с.

27.

Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе: Моногр. / В.В. Балашов, В.В. Масленников, В.С. Румянцев и др.- М.: ГУУ, 2000.- 364 с.

28.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студентов вузов.- М.: Academia, 2002.- 206 с.

29.

Ищенко В.В. Методология и опыт применения информационных технологий для развития мотивационно-творческой деятельности студентов технических университетов: Лекция-докл. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000.- 78 с.

30.

Каргаполов В.П. Профессиональное становление преподавателя гуманитарного вуза: (Теорет. аспекты).- Хабаровск: Хабар. гос. пед. ун-т, 1997.- 135 с.

31.

Карпов В.Г. Использование Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам/ В.Г. Карпов, В.А. Салищев.-Уфа: Реактив, 2002.- 254 с.

32.

Катханов М.Н., Карпов В.В. Качество специалиста и технология обучения // Современная высшая школа.-№1.-1991.-C.78—88.

33.

Кинелев В.Г. Объективная необходимость: История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России.- М.: Республика, 1995.- 327 с.

34.

Киселева Т.Г. Народное образование в России: Реальность и мифы.- М., 2002.- 214 с.

35.

Кожекина Т.В. Подготовка и защита дипломных работ в педагогических образовательных учреждениях.- М.: Вербум-М, 2002.- 110 с.

36.

Колтаков К.Г., Москвичев И.И., Рыков В.В. Актуальные проблемы изучения политической культуры студенческой молодежи.- Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997.- 79 с.

37.

Константинов Н.А. и др. История педагогики.- М., 1982.- 447 с.

38.

Коржуев А.В. Вузовское и послевузовское профессиональное образование: критическое осмысление проблем, поиск решений: Кн. для практ. работников и исследователей высш. проф. образования, слушателей фак. повышения квалификации преподавателей вузов, начинающих аспирантов, студентов и магистрантов классич. и пед. ун-тов/ А.В. Коржуев, В.А. Попков.-М.: Янус-К, 2002.- 232 с.

39.

Краснова Г.А. Открытое образование: Цивилизац. подходы и перспективы: Моногр./ Г.А. Краснова.-М.: Изд-во РУДН, 2002.- 250 c.

40.

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: МарТ, 2002.- 314 c.

41.

Леонтъев А.А. Лекция как процесс общения.- М.: Знание, 1974.

42.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.

43.

Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М., 1974.- 156 с.

44.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, Юрайт, 1998.- 464 с.

45.

Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности/ Г.Н. Лобова.- М.: Б.и., 2002.- 196 с.

46.

Лушников А.М. История педагогики.- Екатеринбург, 1995.- 367 с.

47.

Майборода Л.А., Субетто А.И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования и ее приложения применительно к крестьянскому высшему образованию / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Петр. акад. наук и искусств, Общерос. акад. человековедения, Крестьян. акад. ун-т.- СПб.-М.: Б.и., 1994.- 204 с.

48.

Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: Моногр.- Ч. 1.- М.: Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.- 241 с.

49.

Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: Моногр.: [В 2 ч.].- М.; Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000.- Ч.2.- 2000.- 142 с.

50.

Мониторинг качества социологического образования в современном российском классическом университете: (На примере Алт. гос. ун-та)/ Авт. кол.: С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина и др.- Барнаул: Б.и., 2002.- 125 с.

51.

Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. 1917-1987.- М., 1987.- 224 с.

52.

Московкин Л.В. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку: Пособие для студентов и аспирантов.- СПб.: Корифей, 2002.- 46 c.

53.

Нейман Р.Э. Роль лекции в высшем образовании. 1976 // Педагогика высшей школы. Цикл лекций / Ред. П.М. Гапонов.- Воронеж: ВГУ, 1969.-С.73—81.

54.

Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: Тенденции и прогнозы.- М.: Алгоритм, 2002.- 479 с.

55.

Неустроев Г.Н. Индивидуальный стиль деятельности - составная часть личностно ориентированного профессионального образования: В помощь преподавателю/ Г.Н. Неустроев.- Челябинск: Юж.-Ур. науч.-образоват. центр РАО, 2001.- 27 с.

56.

Новиков А.М. Построение системы непрерывного образования/ А.М. Новиков.- М.: Изд. центр АПО, 2000.- 45 c.

57.

Нуждин В.Н. Информатизация и система тотального управления качеством высшего образования: Лекция-докл.- М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1998.- 25 с.

58.

Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.: Высш. школа, 1990.- 381 с.

59.

Павлов Д. и др. Новая методика преподавания курса педагогики высшей школы // Современная высшая школа.- 1990.- №1 (69).- С.141-153.

60.

Педагогика: Пед. теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям и направлениям/ И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, С.А. Смирнов и др.; Под ред. С.А. Смирнова.- 4-е изд., испр.-М.: Academia, 2000.- 509 с.

61.

Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1988.- 479 с.

62.

Петров Ю.Н. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием: (Монография).- Н.Новгород: ВГИПИ, 1999.- 172 с.

63.

Подобед В.И. Модель управления региональным Центром непрерывного педагогического образования.- СПб.: ИОВ РАО, 1998.- 182 с.

64.

Попков В.А. Коржуев А.В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения: Кн. для практ. работников и исследователей высш. проф. образования, слушателей фак. повышения квалификации преподавателей вузов, магистрантов и аспирантов классич. и пед. ун-тов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.- 429 с.

65.

Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия (опыт философии педагогики).- М., 1996.- 55 с.

66.

Резник С.Д. Бизнес-образование: педагогические и методическое основы формирования преподавателя современного типа: [Учеб. пособие]/ Пенз. гос. архитектур.-строит. акад.- Пенза: ПГАСА, 1998.- 99 с.

67.

Репин С.А. Реализация непрерывности педагогического образования: Науч.-метод. пособие/ Репин С.А., Котлярова И.О., Циринг Р.А.- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ "Образование", 1999.- 204 с.

68.

Романюк Л.В. Гуманистическая традиция как историко-педагогический феномен: теоретико-методологический анализ/ Л.В. Романюк.- Киров: Изд-во ВГПУ, 2002.- 116 с.

69.

Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-докл. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001.- 79 с.

70.

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учеб. пособие.- М.: Academia, 2002.- 335 c.

71.

Сергеева В.П. Теоретическая педагогика в тестах и тренинговых заданиях: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей, пед. вузов, преподавателей/ В.П. Сергеева.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: РОН, 2002.- 71 с.

72.

Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (Культур.-технол. концепция развития о-ва и образования).- Брянск: Изд-во БГПУ, 2001.- 213 с.

73.

Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов вузов/ В.А. Ситаров.- М.: Academia, 2002.- 364 c.

74.

Скок Г.Б., Горлов Б.Б. Технология оценки качества педагогической деятельности преподавателя.- Новосибирск, 1988.- 34 с.

75.

Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Academia, 2002.- 566 с.

76.

Сластенин В.А. Принципы формирования содержания педагогического образования и проблемы создания второго поколения государственных стандартов в области образования // Преподаватель.- 1997.- №2.- С.7-11.

77.

Смирнов С.Б. Стратегическое и оптимальное планирование развития высших учебных заведений: [Препр.]/ С.Б. Смирнов.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002.- 25 с.

78.

Смолин О.Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией//Педагогика.-1999.- №7.- С.3-15.

79.

Соколова В.В. Культура человеческого общения как элемент профессиональной культуры преподавателя высшей школы / Исслед. центр Гособразования СССР по пробл. упр. качеством подгот. специалистов.- М.: Б.и., 1991.- 90 с.

80.

Солдатенков А.Д. Воспитательная работа в высшем учебном заведении: Моногр./ А.Д. Солдатенков, Т.И. Кузнецова, Т.Г. Мясоедова.- М.: Альфа, 2002.- 57 с.

81.

Субетто А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития: (Философия качества образования).- 2-е изд.- СПб. и др.: Изд-во Краснояр. краевого центра развития образования, 1999.- 85 с.

82.

Суханова Э.М. Педагогика как наука и искусство воспитания: Лекция / МГУК.- М., 1997.- 42 с.

83.

Токарская Н.М. Система непрерывного образования как фактор формирования человеческого капитала: Учеб. пособие / Н.М. Токарская, О.Н. Баева, И.С. Карпикова.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.- 69 с.

84.

Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения.- М.: Дашков и К, 2002.- 358 c.

85.

Тылец В.Г. Психология оптимизации деятельности преподавателя высшей школы: [Моногр. очерк].- Ессентуки: ЕИУБиП, 1999.- 87 c.

86.

Усова А.В. Методологические аспекты профессиональной подготовки студентов вузов: Лекция для аспирантов и соискателей/ А.В. Усова.- Челябинск: Образование, 2002.- 13 с.

87.

Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии/ А.В. Федоров // Педагогика.- 2002.- №1.- C.97-99.

88.

Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содерж., творчество: Учеб. пособие.- М: Academia, 2002.- 214 с.

89.

Фролкин П.П. Развитие вузовской науки и кадрового потенциала высшей школы (середина 80-х - 90-е годы).- Саратов: Изд. центр СГЭУ, 2000.- 218 с.

90.

Фролов Д.Е., Малкин В.И. Методика и инструментарий социологического исследования по теме "Быт и бытовая активность студента": Метод. разраб./ Д.Е. Фролов, В.И. Малкин.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994.- 36 с.

91.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1990. - 576 с.; его же: Педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов/ И.Ф. Харламов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002.- 516. c.

92.

Чванова М.С. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: Моногр ./ М.С. Чванова, И.А. Липский.- Тамбов: М.: Изд-во ТГУ, 2000.- 518 с.

93.

Черниченко В.И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы.- М.: Вузовская книга, 2002.- 136 с.

94.

Черниченко В.И. Методы обучения. Лекция для студентов и аспирантов вузов культуры.- М.: МГУК, 1996.

95.

Яглов В.В. Лекция о лекции (проблемная лекция).- М.: МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 2002.- 17 с.

96.

Aggarwal J.C. Theory and principles of education.- New Delhi: Vikas, 1992.- VIII, 414 p.

97.

Albert K. Philosophie der Erziehung.- Sankt Augustin : Academia, 1990.- VIII, 496 S.

98.

Anderson D.S., Milgram G.G. Dealing with alcogol abuse on campus // The education digest.- 1997.-№7.- P. 36-40.

99.

Audigier F. Project "Education for democratic citizenship": Basic concepts a. core competences of education for dem. citizenship: A second consolidated rep. Strasbourg, 1999.- 25 p.

100.

Balch P. Part-time faculty are here to stay. // Planning for Higher Education.- 1999.- №3.- Р. 32-41.

101.

Barreau J.-M. Vichy, contre l'ecole de la Republique: Theoriciens et theories scolaires de la "Revolution nationale"/ J.-M. Barreau.- Paris : Flammarion, 2001.- 335 p.

102.

Basinger J. Private Sources Play More of a Role in Paying Public-University Chiefs. // Chronicle of Higher Education.- 2001.- №14.- Р. A24-A26.

103.

Beadie N. From "teacher as decision maker" to teacher as participant in "shared decision making": reframing the purpose of social foundations in teacher education // Teachers college record.- 1996.-№1.- P. 77-103.

104.

Becker W. Barriers to higher education in the Federal Republic of Germany. - New York: Intern. Council for Education Development, 1977.- [4], 35 p.- (Access to higher education; №2).

105.

Bichelmeyer B.A., Misanchuk M., Malopinsky L. Adapting a Master's Degree Course to the Web: A Case Analysis// Quarterly Review of Distance Education.- 2001.- №1.- Р.49-58.

106.

Birnbaum R., Deshotels J. Has the academy adopted TQM? // Planning for Higher Education.- 1999.- №28.- Р.29-37.

107.

Block W., Horton M. Was Marx an Adjunct? The Economics of Private Nontraditional Higher Education // Texas Education Review.- 2001-2002.- №4.- Р.43-46.

108.

Bork-Goldfield I. Deutsche, Preussen und Germanen: Eine vergleichende Analyse der Darstellungen dt. Geschichte in amer. Geschichtslehrwerken der High School von 1924 bis 1988.- Muenchen: Iudicium, 1995.- 250 S.

109.

Bothun G.D. Teaching via electrons: Networked courseware at the University of Oregon // Cause/Effect.- 1996.- №4.- Р.37-43.

110.

Burgan M., Weisbuch R., Lowry S. A profession in difficult times: The future of faculty // Liberal Education.- 1999.- №4.- Р.6-15.

111.

Carlson P.A. Information technology and organizational change. // Journal of Technical Writing and Communication.- 2001.- №1.- Р.77-95.

112.

Carr S. Is anyone making money on distance education? Colleges struggle to figure out how much they are spending on online programs. // Chronicle of Higher Education.- 2001.- №23.- Р.41-43.

113.

Chauvin C. Le kit de formation: De la conception a la realisation.- Issy-les-Moulineaux: ESF, 2001.- 127 p. (Formation permanente).

114.

Chitty C. Understanding schools and schooling. Clyde Chitty.- London: Routledge, 2002.- XIV, 178 p.

115.

Chuang Ch.-F. The efficacy of computer-simulated courseware in teaching selected technological concepts // Proceedings of the National Science Council, Republic of China.- 2000.-№2.- P.51-60.

116.

Claxton C.S., Murrell P.H. Learning styles: Implications for improving educational practices / Prep. by ERIC Clearinghouse on higher education, The George Washington univ. - Washington: Assoc.for the study of higher education, 1987.- XVII, 103 p.

117.

Coulson A.J. Toward Market Education: Are Vouchers or Tax Credits the Better Path? Policy Analysis No. 392.- Washington, DC., 2001.- 21 р.

118.

Cowan J. On becoming an innovative university teacher. reflection in action. - Buckingham: Society for Research into Higher education, 1998.- XI, 173 p.

119.

Crook D. History of education for the twenty-first century.- London: Institute of Education, University of London, 2000.- XI, 88 p.

120.

D'Antoni S. The virtual university: the concept and its importance/ S.D'Antoni // Newsletter.- 2000.- №2.- P.12-13.

121.

Darlington-Hope M. Involving the Business Sector in Community/University Partnerships. // Metropolitan Universities: An International Forum.- 2002.- №1.- Р.64-69.

122.

Davis J.R. Better teaching, more learning: Strategies for success in postsecondary settings.- Phoenix, Ariz.: Oryx Press, 1993.- XII, 379 p.

123.

Deden A., Carter V.K. Using technology to enhance students' skills. // New Directions for Higher Education.- 1996.- №4.- Р.81-92.

124.

DeMauro K. Building Alliances with Private Industry. // Educause Quarterly.- 2001.- №1.- Р.8-16.

125.

Develay M. Propos sur les sciences de l'education: Reflexions epistemologiques.- Issy-les-Moulineaux: ESF, 2001.- 126 p.- (Pratiques & enjeux pedagogiques).

126.

Dewe B. Grundlagen nachschulischer Paedagogik: Einfuehrung in ihre Felder, Formen u. didaktischen Aufgaben.- Bad Heilbrunn: Klinkhardt, 1994.- 176 S.

127.

Dohmen G. Lifelong learning: Guidelines for a modern education policy.- Bonn : Federal Min. of education, science, research a. technology, 1996.- [7], 117 p.

128.

Ehrmann S.C. Technology's grand challenges/ S.C.Ehrmann // Academe.- 1999.- №5.- P.42-46.

129.

Evans G.R. Universities and students. a guide to rights, responsibilities and practical remedies.- London: Kogan Page, 2001.- 192 p.

130.

French N.K. Connecting teachers and families: using the family as the lab // Journal of teacher education.- 1996.- №5.- P.335-346.

131.

Friedheim W. From the electronic classroom/ W.Friedheim, D.Jaffe // Academe.- 1999.- №5.- P.56-60.

132.

Fuhrmann M. Der europäische Bildungskanon des bürgerlichen Zeitalters.- Frankfurt: Insel, 1999.- 219 p.

133.

Gappa J.M. The new faculty majority: Somewhat satisfied but not eligible for tenure. // New Directions for Institutional Research.- 2000.- №1.- P.77-86.

134.

Garling T., Fujii S. Structural equation modeling of determinants of implementation intentions. - Goteborg, 1999 - 23 p. - (Goteborg psychological reports / Goteborg univ. (Sweden).- №4, Vol. 29).

135.

Götte P. Historische Pädagogik am Beginn des 21. Jahrhunderts Bilanzen und Perspektiven. Christa Berg zum 60. Geburtstag.- Essen: Klartext, 2000.- 269 S.

136.

Grenfell M. Bourdieu and education: acts of practical theory.- London: Falmer, 1998.- V, 202 p.

137.

Guardo C.J., Rivinius S. Save before closing: Bringing technology to the liberal arts. // Liberal Education.- 1995.- №3.- Р.22-27.

138.

Hameline D. Courants et contre-courants dans la pedagogie contemporaine.- Issyles-Moulineaux: ESF, 2000.- 141 p.

139.

Handy T.J. Building Transfer Partnerships between Private Colleges and Community Colleges: A Unique Approach That Works.- Indiana, 2001.- 14 р.

140.

Harrington H.L. Fostering reasoned decisions: case-based pedagogy and the professional development of teachers // Teaching and teacher education.- 1995.- №3.- P.203-214.

141.

Hebel S. How a landmark anti-bias law changed life for disabled students. // Chronicle of Higher Education.- 2001.- №20.- Р.A23-A25.

142.

Holland B.A. Private and Public Institutional Views of Civic Engagement and the Urban Mission. // Metropolitan Universities: An International Forum.- 2002.- №1.- Р.11-21.

143.

Humfrey C. Managing international students. recruitment to graduation. - Philadelphia, Penn: Society for Research into Higher Education & Open University Press, 1999.- XV, 164 p.

144.

Joughin G. Dimensions of oral assessment. // Assessment & Evaluation in Higher Education.- 1998.- №23.- Р.367-378.

145.

Krapf B. Aufbruch zu einer neuen Lernkultur: Erhebungen, Experimente, Analysen u. Ber. zu paed. Denkfiguren.- 3., unveraend. Aufl.- Bern e. a.: Haupt, 1994.- 264 S.

146.

Lesley A. [et al.] Shaping the future: Working with the under threes. Professional development workbook. - [Manchester]: Manchester Metropolitan University, 2000.- 164 p.

147.

Leslie D.W. New directions for research, policy development, and practice. // New Directions for Higher Education.- 1998.- №4.- Р.95-100.

148.

Levesque J., Prosser Th. Service learning connections // Journal of teacher education.- 1996.- №5.- P.325-334.

149.

Lewis R., Berghoff P., Pheeney P. Focusing students: Three approaches for learning through evaluation. // Innovative Higher Education.- 1999.- №23.- Р.181-96.

150.

Licata C.M. Precepts for post-tenure review. // Trusteeship.- 1999.- №6.- Р.8-13.

151.

Liu J. Asian students' classroom communication patterns in U.S. universities. An emic perspective. - Westport, Conn., London: Ablex Pub., 2001.- XIX, 270 p.

152.

Locke J. Some thoughts concerning education and of the conduct of the understanding/ Ed., with introd., by R. W. Grant a. N. Tarcov. - Indianapolis; Cambridge: Hackett, 1996.- XXIII.- 227 p.

153.

Lowe Ch. Teachers' rights, duties and reponsibilities.- Kingston upon Thames: Croner.CCH, 2000.- VI, 152 p.

154.

MacAlpine J.M.K. Improving and encouraging peer assessment of student presentations. // Assessment & Evaluation in Higher Education.- 1999.- №1.- Р.15-25.

155.

Mahony P. Reconstructing teaching. standards, performance, and accountability.- London: Routledge/Falmer, 2000.- X, 181 p.

156.

Maloney W.A. Brick and mortar: Campuses go online/ W.A.Maloney // Academe.- 1999.- №5.- P.18-24.

157.

Martial I. v. Einfuehrung in didaktische Modelle.- Baltmannsweiler: Schneider Verl. Hohengehren, 1996.- 288 S.

158.

Marttunen M. Studying argumentation in higher education by electronic mail. - Jyvaskyla : Univ. of Jyvaskyla, 1997. - 363 p. - (Jyvaskyla studies in education, psychology and social research; 127).

159.

Massy W.F., Wilger A.K. Technology's contribution to higher education productivity. // New Directions for Higher Education.- 1998.- №3.- Р.49-59.

160.

McCulloch G. Historical research in educational settings.- Buckingham: Open University, 2000.- XIII, 154 p.

161.

Merisotis J.P. The "what's - the difference?" debate // Academe.- 1999.- №5.- P.47-51.

162.

Michalski S. Praca naukowo-badawcza nauczycieli w Drugiej Rzeczypospolitej.- Poznan: UAM, 1994.- 190 s.

163.

Moyana T.T. Education, liberation and the creative act.- Harare: Zimbabwe Publishing House, 1989.- VI, 146 p.

164.

Newson J. Techno-pedagogy and disappearing context // Academe.- 1999.- №5.- P.52-55.

165.

Nigam B.K. Social theory and educational systems.- Delhi: Kanishka, 1993.- 507 p.

166.

Okamoto K. Lifelong learning movement in Japan: Strategy, practices a. challenges.- Tokyo, 1994.- [6], 58 p.

167.

Okon W. Lebensbilder polnischer Paedagogen: Aus dem Pol. uebersetzt von J. Daum/ Hrsg. von O. Anweiler.- Koeln: Boehlau, 1999.- 345 S.

168.

Paringer W.A. John Dewey and the paradox of liberal reform.- Albany: State University of New York Press, 1990.- VII, 215 p.

169.

Parry A.E., Horton M.J. The fall and rise of the faculty: Product development in lean times. // Journal of Continuing Higher Education.- 1997.- №1.- Р.15-21.

170.

Pauls M. Identitaetsbildung und Selbst-bewusst-Werdung: Paed. Zielsetzungen in der techn.-rationalen Ges.- Sankt Augustin: Academia, 1990.- VIII, 244 S.

171.

Peterson M.W., Augustine C.H. External and internal influences on institutional approaches to student assessment: Accountability or improvement? // Research in Higher Education.- 2000.- №41.- Р.443-479.

172.

Phillips D. Education in Germany since unification.- Wallingford: Symposium Books, 2000.- 172 S.

173.

Pisani A.M., Stott N. An investigation of part-time faculty commitment to developmental advising. // Research in Higher Education.- 1998.- №2.- Р.121-42.

174.

Rangel G.A. Systems of higher education: Mexico. - New York : Intern. council for educational development, 1978.- [14], 84 p.

175.

Rein. W. Outlines of pedagogics. Trans. C. C. and I. J. van Liew.- [S.l.]: Sonnenschein, 1899.- 204 p.

176.

Rodas D. Resource Allocation in Private Research Universities. Studies in Higher Education Dissertation Series.- New York, 2001.- 200 р.

177.

Roelofse J.J. Block book. fundamental pedagogics.- Verwoerdburg: Duroeling, 1982.- 134 p.

178.

Rosenkrans G. Design Considerations for an Effective Online Environment. // Journalism and Mass Communication Educator.- 2001.- №1.- Р.43-61.

179.

Rosenkranz J.C.F.Pedagogics as a System.- St. Louis, Mo., 1872.- 89 p.

180.

Rowland S. The enquiring university teacher. - Buckingham: Society for Research into Higher Education, 2000.- 134 p.

181.

Rowley D.J., Lujan H.D, Dolence M.G. Strategic change in colleges and universities: Planning to survive a. prosper.- San Francisco : Jossey-Bass, 1997.- XXIV, 343 p.

182.

Ruch R.S. Higher Ed, Inc.: The Rise of the For-Profit University.- Maryland, 2001.- 182 р.

183.

Rudolph J.T., Howard N.L. Implementing TQM at Oregon State University: Moving continuous quality improvement practices into higher education. //CUPA Journal.- 1996.- №4.- Р.25-31.

184.

Samii A.H., Vaghefi M.R., Nowrasteh D. Systems of higher education: Iran. - New York: Intern. Council for Educational Development, 1978.- [9], 43 p.

185.

Schrum L., Lamb T.A. Computer networks as instructional and collaborative distance learning environments // Educational technology.- 1997.- №4.- P.26-28.

186.

Simonson M. Examining barriers to distance education. // Quarterly Review of Distance Education.- 2001.- №1.- Р.1-2.

187.

Smith B. & Oth. Integrating student assessment practices: The significance of collaborative partnerships for curriculum and professional development in a university department. // Higher Education Research & Development.- 1997.- №16.- Р.69-86.

188.

Snyder. H.G. Teachers and texts in the ancient world. philosophers, Jews, and Christians.- London: Routledge, 2000.- XV, 325 p.

189.

Spyra W. Religiose Bildung und Erziehung im Spannungsfeld von Pastoral, Politik und Patriotismus. Religionsunterricht und Katechese im "Oppelner Schlesien" seit 1945.- Stuttgart: Jan Thorbecke, 2000.- 231 S.

190.

Stewart W.A.C., William A.C. The educational innovators, 1750-1967.- Basingstoke: Macmillan, 2000.- 794 p.

191.

Thuriet E. La formation en EPS: le blues? // Cahiers pedagogiques.- 1995.- №338.- P.47-49.

192.

Turner G. Hochschule zwischen Vorstellung und Wirklichkeit: Zur Geschichte der Hochschulreform im letzten Drittel des 20. Jahrhunderts.- Berlin: Duncker & Humblot, 2001.- 294 S.

193.

Venkateswaran S. Principles of education.- New Delhi: Vikas, 1993.- 167 p.

194.

Wilson B.G. Evolution of learning technologies: from instructional design to performance support to network systems // Educational technology.- 1999.- №2.- P.32-35.

195.

Wolfe C.R., Crider L., Mayer L., McBride M., Sherman R., Vogel R. Toward a Miami University model for internet-intensive higher education. // Journal on Excellence in College Teaching.- 1998.- №1.- Р.29-51.

Hosted by uCoz