Лукьянова О.Н.

“ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ (ЛУБОЧНЫМ) КАРТИНКАМ”

О значении лубочных картинок в русской истории Иван Дмитриевич Сытин писал: “…картина Никольского рынка получала совершенно своеобразное, и, можно сказать, универсальное значение. Она исполняла роль газеты, книги, школы и учителя гражданственности. Все, что делает в настоящее время газета, в старые годы делал коробейник со своими картинами… Очевидно, есть в народном вкусе своя устойчивость, которая слагалась веками и от которой народ отказывается не легко”.

В сюжетах лубка черпали вдохновение такие мастера кисти, как В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, В. Фаворский, В. Дени, Кукрыниксы, Маяковский. А П.А. Федотов не только живо интересовался народными картинками, он даже “рацеи” (объяснения) к своим картинам делал в стиле раешных подписей к лубкам, шутливо рассказывая о своих персонажах.

Лубок не мог возникнуть в отрыве от всей народной культуры прошлого. И не случайно в лубках мы можем заметить сходство с элементами городецкой и хохломской росписи, с миниатюрами Мстеры и Палеха, с резьбой пряничных досок и прялок, с рисунками на печных изразцах.

Познание посредством лубка культуры народа дает возможность увидеть в разных явлениях как единство, так и многообразие. Обнаруживая единство в культурно-творческих элементах различных культур, мы можем глубже постигать законы функционирования духовного универсума, а находя различие, отчетливо видеть самобытность своей национальной культуры в многогранном и противоречивом историческом процессе.

Важно создать условия для возрождения фольклорной культуры и духовности, а для этого необходимо наладить пропаганду ее образцов, включить в систему просвещения.

В соответствии с основными общественными потребностями можно выделить следующие направления дифференциации отраслевой библиографии и, соответственно, отраслевые комплексы: мировоззренческий, социально-экономический, естественно-технический, биолого-медицинский, информационно-математический и эстетический.

В этой системе лубку определено место в структуре эстетического комплекса. Основным критерием выделения эстетического отраслевого комплекса являются эстетические формы общественных отношений. В соответствии с этим признаком внутренняя структура данного комплекса может быть представлена следующими двумя элементами: теория культуры, философские науки, искусствознание; художественная литература, искусство, критика.

К сожалению, развитие лубка как отрасли эстетического комплекса почти прекращено.

Сегодня можно говорить в основном об истории народных картинок, об их значении для изучения истории народа в целом, а также об использовании мотивов старинных лубков современными художниками и лишь в незначительной мере о создании новых оригинальных произведений. В этом специфика данной отрасли.

Этим же объясняется сравнительно небольшой поток документальной информации о лубке, пик которой пришелся на дореволюционные годы.

В силу этих особенностей предметно-содержательные структурные связи находятся на I уровне зрелости, то есть отражающая изменения в отрасли библиографическая информация объективно содержится в библиографических пособиях, но поскольку поток документов невелик, то информация не оформлена в самостоятельные разделы и подразделы библиографических пособий.

В библиографической области данная тема крайне плохо исследована, видимо, вследствие какого-то всеобщего, несколько пренебрежительного отношения к народным картинкам.

До сего времени наиболее обстоятельными и капитальными трудами о лубках являются работы Д.А. Ровинского.

Литература по этой теме состоит в основном из каталогов и путеводителей по конкретным выставкам, статей в газетах, журналах и сборниках, альбомов, снабженных лишь небольшими пояснительными текстами, монографий, в основном научно-популярных.

Особую трудность представляет почти полное отсутствие библиографических источников.

Пользуясь “Библиографией русской библиографии” О.С. Острой удалось выявить ряд публикаций: Берков П.Н. Материалы для библиографии литературы о русских народных картинах. Это единственная обширная библиография исследований лубочных картинок. В нее вошли 192 названия книг, статей, альбомов с 1810 по 1955 годы.

Большое внимание библиографии уделено в работах С.А. Клепикова. Наиболее полно в его сводной библиографии “Статистические листы 1812–1813 г.”. Можно найти подобного рода информацию в краеведческих библиографических пособиях.

Небольшим подспорьем в работе исследователя могут служить подстрочные примечания, ссылки в монографиях, прикнижные списки литературы, помещенные в некоторых изданиях, а также указания на основе издания по лубку в справочных изданиях.

Сегодня мы переживаем не лучшее время для библиографии в целом. Но такая ситуация не вечна. И по прошествии времени многое может быть упущено и потеряно навсегда, если отодвинуть на второй план проблемы библиографической информации сегодня.

Поэтому задача библиографов ясна уже сейчас. Необходимо пропагандировать библиографические знания во всех областях, а особенно в области народной культуры, ведь лишь только через ее возрождение возможно возрождение всего общества.

Hosted by uCoz