Лободенко Л.К.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ БИБЛИОГРАФА

Процессы информатизации все активнее охватывают библиотеки, и информационная культура начинает осознаваться библиографами как потребность сегодняшнего дня и как необходимый компонент профессиональной культуры. Подавляющее большинство опрошенных библиографов Урала (96% из 192 респондентов) ответили, что информационная культура в профессии библиографа занимает ведущее место, и только 2% считают, что информационная культура не имеет особого значения для библиографов.

Изучение динамики информационной культуры библиографов через подвижные совокупности выделенных связей людей с окружением предполагает обращение к их социокультурной жизнедеятельности, так как в обыденных и профессиональных формах деятельности люди предстают как носители культуры. В настоящее время такого рода анализ предполагает использование культурологической категории “образ жизни”. Понятие “образ жизни” позволяет концептуально связать личность как субъект культуры с ее социокультурным окружением, охарактеризовать специфичные или типичные черты повседневной жизни членов определенной социокультурной группы, выявить типичные нормы и ценности, правила поведения, которыми члены группы руководствуются при осуществлении различных видов деятельности (производственной и непроизводственной). Определенным типам культур соответствуют и определенные образы жизни. Так информационной культуре соответствует информационный образ жизни, характеризующий динамику связей личности с информационной средой. Под информационным образом жизни мы понимаем способность индивида распределять собственное время и энергию на поиск, потребление и усвоение информации, умение использовать ее в разнообразных видах деятельности. Информационный образ жизни проявляется в “информационном поведении” личности, которое может носить активный или пассивный характер. Именно активное информационное поведение должно быть присуще библиографу. Становлению библиографа активным субъектом информационной деятельности способствуют: умение планировать рабочее время на ознакомление с различными документами, определять тематику рабочего чтения, развитые навыки динамического чтения, умение критически воспринимать, осмысливать и применять полученные знания в практической работе.

Известно, что профессия библиографа – одна из тех, в которой невозможно достичь профессионализма без активной самостоятельной работы над собой, без постоянного расширения профессионального кругозора и повышения уровня информированности. В результате опроса библиографов различных типов библиотек Уральского региона выяснилось, что все респонденты прекрасно осознают эти требования, предъявляемые к профессии библиографа, и ощущают потребность в постоянном информировании. При самоинформировании специалисты пользуются как исходной (непосредственно первичные документы) информацией, так и переработанной (вторичные документы: аннотации, рефераты, рецензии, обзоры) информацией.

Исходную информацию библиографы предпочитают использовать в следующих ситуациях: ознакомление с новыми поступлениями (62,1%); чтение художественной литературы (51,6%); составление библиографических обзоров, пособий (41,1%); ведение картотек (49,5%); самостоятельное повышение квалификации (38,9%); при библиографическом обслуживании (31,6%); при “охоте” за сенсациями (9,5%). Что касается последней ситуации, то чтение исходной литературы при “охоте” за сенсациями предпочитают библиографы, обслуживающие массового читателя (15,2%) и только 4,2% библиографов, обслуживающих специалистов.

Потребность в постоянном информировании по специальности испытывают 86,3% респондентов. Значительна доля тех, кто не испытывает потребности в таком информировании и не знает, необходима ли она им (13,7%). Проявившееся нежелание части библиографов быть в курсе новых проблем и инноваций в профессиональной деятельности, свидетельствует об отсутствии у них установки на необходимость постоянного совершенствования своего профессионального роста.

Самообразование – деятельность сугубо личная, добровольная, но для многих профессий, а для библиографов (специалистов профессионально осуществляющих информационную деятельность) в особенности, это необходимость. Одним из источников постоянного пополнения теоретических знаний и ознакомления с опытом своих коллег для библиографов является профессиональная печать, в частности периодические издания. Несмотря на то, что большинство опрошенных испытывают потребность в постоянном информировании по специальности, только 18,8% всех респондентов обращаются к специальной литературе сразу же по мере выхода ее в свет. Велика доля тех, кто обращается к специальной литературе по мере необходимости – 41,7% и от случая к случаю – 39,5%, что , конечно, не может способствовать их постоянному информационному обогащению. Видимо, не все респонденты осознают необходимость своего самообразования.

В ядро наиболее читаемых специалистами входят четыре профессиональных журнала. Это журналы: “Библиотека”, “Библиография”, “Библиотековедение”, “Научные и технические библиотеки”.

Возглавляет список самый массовый и самый многотиражный среди выше названных иллюстрированный журнал “Библиотека”. Его читают 81,9% библиографов. Как свидетельствуют данные опроса и анализа публикаций, этот журнал обладает высоким рейтингом в библиотеках всех экономико-географических регионов. Это вызвано тем, что на его страницах содержится большое количество практического материала, а сам журнал рассчитан на широкую аудиторию.

Журнал “Библиография” читают 63,4% специалистов. К сожалению, 36,6% опрошенных не обращаются к своему основному профессиональному журналу и тем самым препятствуют своему профессиональному росту.

Важным вопросом при исследовании информационного образа жизни библиографов, который помогает понять, как реализуется творческое начало специалистов и определить поле самореализации в профессиональной деятельности, был вопрос “Как используется освоенная Вами информация?”. Интересно отметить, что в основном освоенная информация отражается в справочно-библиографическом аппарате (82,8%) и используется при составлении библиографических пособий (35,3%). Только 6,5% опрошенных выступают с докладами на конференциях, 15.4% используют информацию в публикациях и 11.8% в рационализаторских предложениях, при решении проблемных ситуаций повседневной деятельности. Небольшой процент библиографов (14%) дополнительно назвали такие формы реализации полученного знания как составление методических материалов, проведение библиографических обзоров и уроков, передача опыта начинающим коллегам, выполнение справок и составление рекомендательных списков при подготовке различных массовых мероприятий.

В целом, необходимо отметить, что информационная активность, хоть и в разной степени, библиографами проявляется. Формирование установки на информационный образ жизни должно осуществляться в стенах высших и средних специальных учебных заведений, что предполагает систематическую настойчивую работу со стороны преподавателей.

Hosted by uCoz