Абросимова Н.В.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИБЛИОГРАФИИ 40–60-х гг. ХХ в.

К середине ХХ в. практическая библиографическая деятельность настолько усложнилась, что требовала особого осмысления. Те сложные библиографические явления, которые появлялись в практике, требовали собственного обозначения. Термин "библиография" уже не мог включать все новые явления и требовал дифференциации.

Отдельные статьи в 40-е гг. и теоретические дискуссии 50–60-х гг., важнейшими вопросами которых были вопросы терминологии, предмета и видов библиографии, свидетельствуют не о кризисе библиографии, а о периоде становления научной дисциплины.

Наука начинает свое развитие с самоосмысления, с выражения основных положений в виде научной терминологии.

Распространенным было мнение о равенстве теории библиографии и науки. Понятие "теория библиографии" рассматривалась в самом широком смысле, как научное знание вообще.

Клеточками любой теории являются понятия, из которых складывается мыслительный акт. Чем совершеннее научные понятия, входящие в состав теории, чем глубже они отражают библиографическую деятельность, тем совершеннее и теория библиографии.

Таким образом, зрелость научной теории в значительной степени определяется зрелостью и совершенством научных понятий, входящих в состав этой теории.

Содержание этих понятий раскрывается в его определении. Определение отражает предмет неполно, частично, односторонне, с элементами субъективной оценки автора. Именно это и порождает дискуссии по вопросам определения основных понятий. Определение многих библиографических терминов затруднялось тем, что у библиографов не было определенного и общепризнанного представления о сущности библиографии, ее границах, целях, методах, о предмете науки библиографии.

Период 40–60-х гг. характеризуется регулярным выходом в свет специального теоретического журнала "Советская библиография", появлением большого количества разнообразных научных трудов (диссертаций, монографий, сборников научный статей, терминологический словарей). Неразработанная терминологическая система заставляла авторов обращаться к терминологическим аспектам поднимаемых проблем, объяснять и утверждать толкование тех или иных терминов или понятий.

Выход в свет учебных пособий по библиографии для библиотечных техникумов и вузов остро обозначил нерешенность терминологических вопросов. Учебные издания призваны отразить всю терминологическую систему библиографии и дать однозначное толкование основным понятиям. Но на практике именно неоднозначные и несовпадающие определения основных понятий в различных учебниках вызвали теоретическую дискуссию 50–60-х гг. ХХ в.

В развитии библиографии ярко проявилась сложная взаимозависимость между состоянием теоретической изученности предмета и разработанной терминологией. Невыясненность терминологических проблем объяснялась терминологическими разногласиями, в то же время именно неразработаность проблем теории библиографии признается причиной неупорядоченности терминологии.

Таким образом, 2 фактора – теоретический и терминологический – являются взаимосвязанными, при ведущей роли первого.

Hosted by uCoz