Соляник Н.И.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К КНИГЕ И ЧТЕНИЮ КАК ВАЖНАЯ ЗАДАЧА БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании личности человека с самых ранних лет жизни в последние годы говорится немало. Книга должна и может оказывать влияние на мыслительную, духовную, эмоциональную сферу личности ребенка. Ученые подчеркивают, что “ранние “инъекции” интереса к книге совершенно необходимы” (Н. Добрынина). Проблема раннего пробуждения и развития интереса к книге и чтению на сегодняшний день весьма актуальна. Очень важна и целенаправленная деятельность детских библиотек в этом направлении.

Слово “интерес” в переводе с латинского означает “важно”, “имеет значение”. Существуют многочисленные трактовки понятия “интерес”. С.А. Ананьин выделил две стороны вопроса – психологическую и педагогическую (интерес как цель и как средство воспитания). Понимание учеными интереса как психологического феномена также многозначно. Нам представляется правильным понимание интереса как аффективно-когнитивного комплекса (Е.П. Ильин), т.е. интерес – это, прежде всего мотивационное образование, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатления – удовольствия от процесса), присутствует и другой – потребность в знаниях, новизне. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Для того чтобы, работа по пробуждению и развитию интереса ребенка к книге была более эффективной, нужно дать ответы на следующие вопросы: каковы сущность и природа интереса малыша к книге, условия его возникновения, механизмы формирования, значение в психической жизни, роль в процессе воспитания и др. Следует отметить, что рекомендации как целенаправленно формировать интересы, как использовать их для личностного развития дошкольников еще мало разработаны в современной науке. Почему многие на первый взгляд увлекательные формы проведения занятий, в том числе появившиеся в последнее время альтернативные методики оказываются мало эффективными и, более того, негативно влияют на психическое развитие ребенка?

Для организации деятельности направленной на пробуждение и развитие интереса к книге, реализацию ее педагогического потенциала важно выявить психологические закономерности процесса общения ребенка с книгой, т.е. те отношения, которые складываются в триаде читатель (слушатель)-книга-библиотекарь-педагог. Необходимо знать психологические закономерности литературного развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста, какие психофизиологические особенности возраста способствуют, или, наоборот, препятствуют этому развитию. Сложной и малоисследованной задачей является анализ механизма усвоения и освоения ребенком косвенного опыта почерпнутого из книг. Для этого необходим тщательный анализ работ психологов, педагогов, искусствоведов, педагогического опыта сотрудников детских библиотек, воспитателей, родителей который позволяет данные знания получить и эффективно использовать в библиотечной работе с малышами.

Специфика работы с дошкольниками, особенно младшими, заключается в том (это и представляет наибольшую трудность) чтобы, формируя новые ценные качества, не погубить уже имеющиеся: творческую активность, нешаблонность восприятия, ассоциативность мышления, искренность, эмоциональность, радость и добровольность занятий.

Психические особенности познавательной деятельности ребенка таковы, что ведущим компонентом в общении с книгой является эмоциональный. Его угасание ведет к разрушению и двух других компонентов интереса – познавательного и волевого. Это определяет одну из особенностей организации работы с книгой: обеспечение различных эмоциональных реакций на книгу (удивление, радость, удовлетворение и др.) и эмоционально благополучной позиции ребенка в процессе познания.

Создание научно обоснованной системы педагогических условий, действенных методических разработок способствующих приобщению дошкольников к книге и чтению является важной задачей библиотечной теории и практики.

Hosted by uCoz