Савельева Т.С.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УКРАИНЕ

Формирование полноценной личности в условиях становления информационного общества невозможно без обеспечения права на доступ к информации. Необходимым условием при этом становится высокий уровень информационной культуры личности, позволяющий успешно функционировать и предупреждать возможные негативные последствия взаимодействия с информационными потоками (возникновение зависимости, уход от реальности и др.). Учебные программы формирования информационной культуры разрабатываются для различных категорий: старшеклассников, студентов, учителей и др. Однако взаимодействие с информацией начинается задолго до того, как ребенок обретает статус учащегося, и его информационная деятельность не сводится лишь к учебной. Удовлетворение информационных потребностей ребенка зависит от степени влияния на него социальных институтов, представляющих различные сферы: образование, культуру, средства массовой информации. Их воздействие регулируется семьей как основным социальным институтом, обеспечивающим жизнедеятельность ребенка, особенно в дошкольном возрасте.

Сочетание семейного и общественного воспитания способствует развитию личности в большей мере, чем каждое из них в отдельности. Вместе с тем в Украине, по данным Министерства образования и науки, только 40% (1млн.) от общего числа дошкольников посещают дошкольные учреждения. Организационно-правовые вопросы функционирования системы дошкольного образования в Украине, порядок создания, ликвидации и реорганизации дошкольных учреждений регулируются Законом Украины "О дошкольном образовании". Однако продолжаются ликвидационные процессы, связанные как с изменениями в демографической ситуации, так и с практикой планирования расходов местного бюджета на образование без учета реальных потребностей населения. Сеть дошкольных учреждений за последние пять лет сократилась на 15%, на 10% – количество детей в них. Отсутствие возможности получать дошкольное образование не всегда может компенсироваться в домашних условиях. В такой ситуации повышается роль библиотеки для детей как социального института, обеспечивающего доступ ребенка к информации, способствующего его всестороннему развитию.

Информационное обеспечение детей в Украине осуществляется 1226 библиотеками для детей (по состоянию на 1.01.2002 г.), в том числе 25 областными библиотеками для детей, которые функционируют как научно-исследовательские, информационные, консультативные центры по вопросам развития детей. В городах Киеве и Севастополе – центральные библиотеки для детей с такими же функциями. Самостоятельные централизованные системы для детей работают в 13 крупных городах. Детские библиотеки-филиалы и детские отделы действуют во всех смешанных централизованных библиотечных системах. Обслуживают детей также свыше 17,5 тыс. сельских библиотек. Функции научно-методического, исследовательского и информационного центра по проблемам детской литературы, детского чтения и библиотечной работы с детьми выполняет Государственная библиотека Украины для детей. Ежегодно услугами детских библиотек пользуются свыше 3 млн. граждан Украины. В их фондах сосредоточено около 40 млн. экземпляров книг, журналов, аудио- и видеоматериалов. За последние 7 лет (с 1995 г.) число детских библиотек, реорганизованных или ликвидированных, составило 127, причем наиболее критическая ситуация сложилась в 1997 г., когда сеть сократилась на 85 библиотек. Только в 2000 г. отмечен рост количества детских библиотек (на 7). Сокращение сети не прекратилось (в 2001 г. составило 12 библиотек), однако темпы этого негативного процесса, связанного с экономическими трудностями, снизились.

Детские библиотеки в Украине обладают большим потенциалом в сфере обеспечения потребностей детей в информации, что становится особенно важным в процессе трансформации системы образования (в частности, дошкольного). В сложившейся ситуации, когда около 60% дошкольников не охвачены системой дошкольного образования, требуется более тесное взаимодействие между библиотекой и семьей как социальными институтами, которые имеют наибольшее влияние на развитие ребенка. Возможности такого сотрудничества усиливаются в условиях информатизации, которая, с одной стороны, облегчает взаимодействие, а с другой, – порождает многие проблемы, связанные со снижением уровня непосредственных контактов между участниками.

Hosted by uCoz