Самохина Е.О.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ И СЕМЬИ ЧИТАТЕЛЯ-МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Результативность педагогической работы с читателями младшего школьного возраста возрастает, если библиотекарь добивается взаимодействия с семьями читателей. Вопросы сотрудничества детской библиотеки с семьями читателей подробно рассматриваются в работах Г.А. Ивановой, З.И. Кадынцевой, Н.Л. Голубевой. Эти ученые подчеркивают, что в совместном чтении взрослый и ребенок по-особому раскрываются друг другу, становятся друг другу интереснее и нужнее.
В наше время читательские контакты родителей с детьми – явление редкое. Среди причин, способствовавших возникновению подобной ситуации, ученые называют незнание родителями литературы, отсутствие у них педагогических знаний, библиотечно-библиографической культуры.
Практика работы отечественных библиотек показывает, что искреннее участие взрослых в читательских переживаниях младшего школьника, совместное чтение книг является мощным стимулом для развития литературно-творческих способностей ребенка.
Формы сотрудничества детской библиотеки с семьями читателей могут быть разными: беседы с родителями, обзоры новой детской и педагогической литературы, индивидуальная библиографическая работа с родителями, лектории, организация клуба семейного чтения.
Лекторий, проводимый в библиотеке, помогает повысить уровень педагогической подготовки родителей, дает им знания, необходимые для руководства чтением ребенка и организации его литературного творчества. Лекторий может состоять из нескольких серий, включающих 5–7 лекций. Работа такого лектория планируется на один учебный год, продолжительность лекций составляет 1–1,2 часа.
После окончания лекций у родителей могут возникнуть вопросы, касающиеся различных сторон формирования круга чтения ребенка. Беседа с библиотекарем, помогающая мамам и папам разобраться в сути волнующих их проблем, будет способствовать дальнейшему педагогическому самообразованию родителей.
Книжные выставки и обзоры педагогической литературы, посвященные эстетическому воспитанию и литературно-творческому развитию младшего школьника, также содействуют пробуждению родительского интереса к данной педагогической проблеме.
Важнейшим звеном в цепи творческого самообразования родителей является рекомендательная библиография. Как правило, родители с интересом знакомятся с предлагаемыми им списками психолого-педагогической литературы и библиографическими указателями, раскрывающими проблему литературного развития читателей младшего школьного возраста.
В последнее десятилетие выпущено значительное количество изданий, в которых процесс воспитания рассматривается сквозь призму пробуждения творческих возможностей ребенка. Рекомендуя родителям современные исследования отечественных и зарубежных специалистов, библиографу не стоит забывать о классических исследованиях, вошедших в золотой фонд психологии и педагогики, среди которых работа Л.С. Выготского “Воображение и творчество в детском возрасте”, исследования В.А. Сухомлинского, Л.И. Беленькой, З.Н. Новлянской, В.А. Левина, М.А. Рыбниковой.
Несмотря на то что библиотекари имеют ряд возможностей для установления контактов с родителями юных читателей, такая работа проводится лишь в отдельных библиотеках Москвы и некоторых других городов России. Проблема организации сотрудничества библиотеки и семьи нуждается в дальнейшем концептуальном обосновании и методической разработке.