Полевина Е.В.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЛЛЮСТРАЦИИ ДЕТСКОЙ КНИГИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА

Политическое, экономическое и культурное строительство государства невозможно без становления гармоничной творческой личности, без формирования ее внутреннего мира. Решение данной проблемы в современную эпоху быстроизменяющейся инфраструктуры общества требует научно обоснованного творческого подхода, позволяющего динамично и целенаправленно развивать духовно-нравственное начало в человеке. Одним из средств развития личности растущего человека в условиях детской библиотеки является работа с иллюстрацией детской книги и литературного текста, как синтезом искусств.

Искусство иллюстрации детской книги, активно взаимодействующее со всей видовой системой искусств, а также другими областями человеческой деятельности, является отражением интегративного процесса, синтеза искусств, играет важную роль в развитии творческих способностей читателей-детей. Воспитательные возможности иллюстрации детской книги и литературного текста как средство развития творческих (литературных, художественных) способностей в условиях детских библиотек могут быть реализованы лишь в том случае, если педагогический процесс, осуществляемый в них, предполагает решение следующих задач: создание деятельно-творческой среды; применение разнообразного спектра высокохудожественной иллюстрации детской книги во взаимосвязи с литературными текстами, комплекса форм и методов работы с детьми.

Организация педагогической работы в условиях детской библиотеки по развитию творческих способностей читателей-детей средствами иллюстрации детской книги и литературного текста предполагает использование следующих основных элементов: формирование интереса юных читателей к творчеству иллюстраторов детской книги, установок на расширение художественных интересов и достижение потребности в собственном художественном творчестве читателей-детей.

Возрастные особенности младших школьников, их склонность к наглядно-образному восприятию, ставит библиотекаря-педагога перед проблемой развития чувственно-эмоциональной сферы восприятия искусства иллюстрации и литературы, так как “ восприятие” и есть аспект художественно-эстетического развития. Поскольку, без эмоций не может состояться акт восприятия детской книги, и этот компонент необходимо закрепить именно в младшем школьном возрасте.

Литературно-художественные способности младших школьников и их самостоятельные творческие действия строятся по принципу накопления материала: восприятие-фантазирование-перевоплощение (способность вживаться в литературный и художественный образ). Таким образом, формулируется одна из современных задач интеграционных процессов – позитивное воздействие на читателей-детей при помощи синтеза двух искусств в условиях детской библиотеки, создание в воображении маленького читателя ярких зрительных образов, развивающих и обогащающих его как личность.

Взаимодействие искусства иллюстрации и искусства литературы осуществляется не только по “вертикали” (использование слияния иллюстрации детской книги и литературы в процессе восприятия), но и по “горизонтали” (участие читателей-детей в различных видах литературной и художественной деятельности).

Иллюстрация детской книги и литература обладают специфическими возможностями, отражают различные стороны действительности, имеют органичный изобразительно-выразительный диапазон. Специфические особенности каждого определяют характер воздействия на развивающуюся личность. Синтез искусства иллюстрации и литературы способствует обогащению выразительными и изобразительными средствами и тем самым углубляет познавательные и воспитательные возможности искусства, усиливает его воздействие на развивающуюся личность, создает необходимый эмоциональный настрой, без которого невозможно восприятие.

Проиллюстрированная детская книги вызывает у ребенка гамму переживаний, которая является выражением его эстетического опыта. Системное воздействие искусства на юных читателей обусловлено природой взаимодействия органов чувств. Психологи доказывают, что участие совокупности органов чувств способствует более глубокому разностороннему проникновению в сущность любого произведения. (Теплов Б.М.).Физиологической предпосылкой взаимодействия чувств является способность центральной нервной системы к ассоциативной деятельности.

Ассоциации позволяют юному читателю воссоздать комплексную картину разнообразных явлений. На ассоциативный характер развивающейся личности опирается творческая фантазия, благодаря которой создается богатство образов, имеющих метафорическое значение. Ассоциации ощущений играют исключительную роль в возникновении чувств, представлений, суждений. Они возникают у детей под влиянием синтеза искусства иллюстрации и литературы, связывают воедино накопленные знания по отдельным видам искусств и создают основу для формирования представлений о законах “художественного освоения мира”. Взаимовлияние разнообразных художественных представлений (иллюстрации и литературы) обуславливают целостность художественного восприятия.

В системе российских детских библиотек становится актуальным поиск новых принципов формирования творческих способностей юных читателей и средств их динамичного развития. В процессе экспериментальной работы мы использовали системную организацию воздействия синтеза двух искусств (иллюстрации и литературы), способствующих развитию творческих способностей младших школьников. Это развитие младших школьников невозможно без эстетического воспитания средствами синтеза художественной иллюстрации и текста произведения, которые предполагают освоение традиций, духовного богатства, позитивного, многогранного опыта человечества, национальной культуры.

Hosted by uCoz