Петрухина Н.В., Савич Л.Е.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН:
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В 2001 г. в Республике Татарстан при поддержке Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации прошел первый этап исследования “Информационные потребности молодежной среды: современное состояние, способы удовлетворения”. Исследование осуществлено Республиканским центром информации для молодежи совместно с Казанской государственной академией культуры и искусств, Национальной библиотекой Республики Татарстан и Научной библиотекой им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. В центре изучения оказались субъективные мнения потребителей о необходимости информации в различные моменты их деятельности и возможности удовлетворения этих потребностей обслуживающей их информационной системой.

Объектом исследования была молодежь 16–30 лет (старшеклассники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений, студенты вузов, работающая молодежь), предметом – ее информационные потребности.

Изучение информационных потребностей молодежи показало, что практически для всех молодых людей информация играет весьма значительную роль. Ответы демонстрируют высокую степень осознания того, что обладание различного рода информацией является одним из факторов успеха, для чего подавляющее большинство респондентов хотело бы достичь более высокого уровня информированности; поэтому потребности в информации являются сильным мотивом и регулятором поведения молодых людей, в частности, информационного поведения.

Исследование подтвердило тезис о дисбалансе между уровнем информированности личности и возможностями использования средств информационного обмена с обществом. Одной из основных причин данного явления можно назвать современный информационный кризис и, как его следствие, неразвитость информационной инфраструктуры, недоступность и невысокое качество информационных ресурсов. Главная из субъективных причин – невысокий уровень информационной культуры личности, таких ее параметров, как владение навыками поиска информации и знание источников ее получения.

Среди проблем, наиболее важных для молодежи, лидируют те, которые принято называть социальными, волнующими все российское общество: рост наркомании и молодежной преступности, проституция, среди личных проблем отсутствие гарантий безопасности и социальная незащищенность, жилищная проблема, недоступность получения высшего образования, трудоустройство, а также неудовлетворительное состояние здоровья, бедность, тяжелое материальное положение.

Основным мотивом поиска и использования информации для всех групп респондентов является расширение кругозора, получение общеобразовательной, общекультурной информации. Относится это и к образованию, в том числе профессиональному. В ответах преобладает заинтересованность в информации об образовательных услугах, службах занятости и трудоустройства, молодежном отдыхе и туризме, молодежных организациях. Хотя регулярное обращение к информации с целью решения личных проблем еще не стало привычным для молодежи республики, подавляющее большинство респондентов хотели бы иметь возможность получения разнообразных информационных услуг, расширения их номенклатуры.

Молодым людям нужна справочная и законодательная информация, продукты аналитической переработки документов по всем направлениям ее жизни и деятельности. Выражается готовность приобретать печатные издания, подготавливаемые информационно-библиотечными учреждениями. Особой популярностью пользуются справочники (организации и службы, их координаты, услуги по всем направлениям жизнедеятельности: о молодежных организациях, медицинских учреждениях, досуговых центрах и т.д.), пособия, содержащие правила самостоятельного решения проблем (медицинских, психологических, правовых); значительный спрос наблюдается на информационно-аналитические материалы: фактографические подборки, аналитические записки по молодежным проблемам, обзоры и рефераты; большинство респондентов предпочитают получать информацию в печатном виде.

Современная информационная инфраструктура республики недостаточно ориентирована на удовлетворение всего спектра потребностей. Гарантировать полноту, качество и оперативность информации по проблемам молодежи сегодня в республике могут лишь две библиотеки: НБ РТ и РЮБ. Информационно-аналитическая деятельность осуществляется в полном масштабе также республиканскими библиотеками и Республиканским центром информации для молодежи. Большинство библиотек по-прежнему ориентируется на предоставление преимущественно документных услуг, вопреки изменению спроса. Результат – только пятая часть участников опроса удовлетворена получаемой информацией, к которой молодые люди предъявляют требования оперативности, полноты, свободы и легкости доступа, возможности выбора наиболее адекватных форм предоставления информации, информационных и библиотечных услуг. Спрос на печатные издания и их предложение весьма далеки друг от друга. Традиционные по форме печатные источники информации уже не соответствуют потребностям молодежи.

Библиотека сегодня не рассматривается как единственный и главный источник необходимой информации. За исключением студентов высших учебных заведений, библиотеки занимают устойчивое третье место среди других источников информации для большинства респондентов. Социальные службы, в том числе информационные молодежные, вообще не рассматриваются в качестве источника получения информации. Лидирующее место среди источников получения информации занимают неформальные каналы: общение с друзьями, членами семьи, коллегами, для работающей молодежи – телевидение.

Информационно-библиотечные учреждения должны быть готовы ответить на жизненно важные для молодежи вопросы. Приоритетными для информационной деятельности и информационного обслуживания должны стать процессы не накопления информации, а аналитико-синтетическая переработка первичных документов и создание вторичных источников. Основными делениями номенклатуры информационных продуктов и услуг в этом случае будут созданные на основе региональных ресурсов наукоемкие продукты (дайджесты, тематические досье, фактографические и концептографические картотеки, экспресс-формы, аналитические обзоры и доклады), документное, библиографическое и фактографическое обслуживание, включающие поиск и аналитико-синтетическую обработку и переработку информации, а также культурно-просветительная деятельность, научно-техническая пропаганда, реклама, информационные исследования, консультационные услуги и т.п.

Специфика информационной деятельности и информационного обслуживания как объектов управления предъявляет принципиально новые требования к качеству, объемам, срокам подачи информации. Источником формирования востребованных услуг для молодежи должна стать система мониторинга интересов и потребностей, спроса на информацию, информационные продукты и услуги, адекватно представляющая интересы, проблемы и потребности молодежи, как социальной группы. При этом мониторинг интересов и потребностей молодежи выступает в качестве одной из самостоятельных, но важнейших услуг – информационной услуги для молодого человека. Полученные данные могут стать базовыми для дальнейших диагностико-мониторинговых исследований процессов, происходящих в молодежной сфере, информационной базой управления взаимоиспользованием информационных ресурсов региона в интересах молодежной среды.

Наилучшие результаты будут получены при условии координации и кооперации всех информационно-библиотечных учреждений, независимо от их типо-видовых характеристик и ведомственной принадлежности.

Hosted by uCoz