Немчина И.М.

КТО ЖЕ ЗАВТРА БУДЕТ РАБОТАТЬ В ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ БИБЛИОТЕКАХ?

Создавшееся в России положение с кадрами в детских и юношеских библиотеках ставит проблему адаптации выпускников библиотечного факультета вузов культуры в этих библиотеках в центр среди других не менее важных культурологических, социальных, библиотековедческих, педагогических и психологических проблем.

Эффективность работы детской и юношеской библиотеки находится в прямой зависимости от качества профессионально-педагогической подготовки специалистов в учебных заведениях культуры, их дальнейшей адаптации в библиотеке, а главное – желания там работать. Если качество подготовки студентов библиотечного факультета Московского государственного университета культуры и искусств вселяет уверенность за будущее этой профессии, то количество студентов, готовящихся для работы в детских и юношеских библиотеках, приводит к мысли о том, что в этих библиотеках в ближайшем будущем не останется специалистов со специальным высшим образованием.

По сравнению с прошлыми годами количество студентов, обучающихся на кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством, резко сократилось. Сегодня на дневном и вечернем отделении во всех группах обучается максимум по 10 человек, а на третьем курсе дневного отделения их всего 6. Эти цифры дают повод для тревоги за будущее детских и юношеских библиотек, а главное – за будущее детей России.

Если смотреть в целом по России за подготовкой кадров для работы с детьми в библиотеках, то картина получается еще более ужасающая. Постоянно сокращается число кафедр в вузах культуры, ведущих подготовку детских библиотекарей, даже на кафедре детской литературы и руководства детским чтением Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств осталось работать всего три преподавателя.

Вызывает огорчение и сильная текучесть молодых специалистов в библиотеках. В числе причин текучести кадров называется низкая заработная плата. В большинстве своем библиотекари – люди семейные и многие имеют детей. Прожить сегодня на зарплату, которую они получают, очень сложно, поэтому некоторые из них вынуждены уходить из библиотечной профессии, для многих ставшей любимой, на более высоко оплачиваемую работу, но иногда не требующую высокой квалификации. Сейчас в детских и юношеских библиотеках работают подвижники, люди, действительно любящие свою профессию, ставящие на первое место моральное удовлетворение, а не материальные блага.

Зная это, многие студенты библиотечного факультета не планируют связывать свою будущую профессиональную деятельность с библиотекой, в том числе детской и юношеской.

Проведенный нами опрос сегодняшних студентов кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Московского государственного университета культуры и искусств показал, что студенты дневного, вечернего и заочного факультета по-разному относятся к профессии детского библиотекаря.

Среди опрошенных студентов 3-го, 4-го и 5-го курсов дневного отделения только четверо планируют работать в детской или юношеской библиотеке, а из тех, кто сейчас одновременно с учебой в вузе и работает, нет таких, кто работал бы в детской библиотеке. Лишь одна студентка работает в Российской государственной библиотеке и переходить в детскую библиотеку не собирается. Основная масса опрошенных студентов дневного и вечернего отделения работает в сферах, приносящих больший доход, чем библиотечная: в ресторанах, туристических фирмах, издательствах и т.д.

Приятное исключение составляют студенты заочного отделения, которые в основном работают в библиотеках, в том числе детских и юношеских. Работающие в библиотеках студенты отличаются усердием, любознательностью, стремлением как можно больше получить знаний, умений и навыков по своей специальности.

Остается надежда, что студенты заочного факультета не изменят библиотечной профессии и останутся работать в детских и юношеских библиотеках.

Развитие личности будущего библиотечного работника, его знаний, умений, навыков происходит в процессе усвоения им социально-педагогического опыта, в ходе учебно-познавательной и практической деятельности, на основе которого происходит “вхождение” в профессию. Надо надеяться, что это “вхождение” для сегодняшних студентов будет удачным.

Библиотекари, работающие с детьми и юношеством, это большая профессиональная социальная группа специалистов. Сегодня им приходится работать в 4,5 тыс. детских, около 65 тыс. школьных и около 53 тыс. общедоступных библиотеках.

Hosted by uCoz