Карданова М.В.

О РОЛИ ФИЛОСОФИИ В ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЭКОЛОГИИ ДЕТСКОГО СОЗНАНИЯ

Современные тенденции в развитии информационных процессов характеризуются повышенными темпами глобализации, когда всемирный информационный потоп практически не оставляет базовым познавательно-нравственным ценностям надежды на системность и целостность даже в Ноевом ковчеге педагогически организованных знаний. Этот потоп, призванный по определению понятия информации, обогатить человеческое сознание новым знанием часто достигает противоположного результата, "выдавливая" основное, базисное содержание образовательного процесса. В трудном положении оказываются не только педагоги, призванные управлять информационным потоком, определять разумные его дозы, но, главным образом, учащиеся, перед которыми стоит сложная задача их освоения и присвоения.

Прессинговые информационные ситуации в области образования и воспитания не являются индикатором исключительно нашего времени. Во все исторические эпохи люди сталкивались с необходимостью освоения новых теоретических и практических парадигм, связанных с информационными прорывами в новые сферы бытия и познания. В этом состязании человека с результатами своей деятельности первый не всегда выходил победителем. Огромная человеческая способность изменять внешний и внутренний мир потрясает в первую очередь его собственное “Я”, направленность и содержание его мыслей. Сегодня, когда экология окружающей среды и экология сознания оказались одинаково на грани кризиса, способно ли человечество повлиять на неблагоприятный ход событий? Какие реальные шаги можно предпринять, чтобы вернуть миру и сознанию порядок, чистоту, истину и красоту? Как объединить усилия науки и образования в союз духовности ради лучшего мира?

Одним из оздоровляющих, эколого-терапевтических средств в таких и во всех прочих проблемных ситуациях изменения макро- и микро-социокультурной и информационной среды всегда являлась философия, философское воспитание и образование.

Современный информационно-потребительский бег, в котором участвуют взрослые и дети, ориентирован, главным образом, на интеллектуальные результаты. Их деловые и житейские преимущества, по мнению многих, обладают наибольшей привлекательностью. "Как много ума, и как мало сердца", – сказал бы о такой ситуации Философ, которого постоянно занимает вопрос о том, стал ли человек умнее, сильнее, добрее, счастливее, наконец, в окружении многочисленных наук и искусств.

По мнению Философа, возрастание знаний имеет смысл только на нравственной основе. Размышления о законах и свойствах окружающего мира должны быть одновременно размышлениями над проблемами истины и лжи, добра и зла, прекрасного и безобразного, смысла человеческого и космического существования, в которых необходимо заинтересовать всех участников познавательного процесса на любом информационном материале, научном, техническом, литературном и т.д.

История философии дает прекрасные образцы такой познавательной "полифонии", направленной на воспитание гармонически развитой личности. Достаточно вспомнить Платона, Аристотеля, Пифагора, Эвклида, Гиппократа и многих других выдающихся мыслителей иных исторических эпох, заложивших основы философско-педагогического универсума.

"Совмещение специальностей", когда ученый (математик, физик, астроном, медик и др.) был одновременно философом, поэтом, музыкантом, педагогом и т.д., говорит не только о природных способностях отдельных великих личностей, но и об объективном единстве самого информационного поля, питающего не только разум, но и волю и чувства человека.

Существует устойчивое мнение, что философия и философская литература являются элитарной областью знания с ограниченной востребованностью читателями, особенно подросткового возраста. При этом даже ограниченный читательский спрос этой возрастной группы определяется, главным образом, потребностями т. наз. "делового" чтения, школьной программой, в которой философия в последние годы добивается статуса общеобразовательной дисциплины. Что же касается "досугового", свободного чтения подростков, то в нем философская литература, по данным социологических исследований, практически отсутствует. Это не значит, что философские вопросы им не интересны и входят в компетенцию исключительно зрелого сознания, имеющего дело с труднодоступными для непосвященных теоретическими опусами и трактатами.

Философские вопросы затрагивают людей разного возраста, образования, профессии, о них можно говорить языком простым и доступным, в непосредственном общении, беседе, споре, а также со страниц литературного произведения, сопровождаться игрой, шуткой, загадкой, песней и т.д.

Традиции "общедоступной" философии через смешение различных литературных и разговорных жанров были заложены еще в античности, где научные и философские проблемы излагались в формах художественной прозы и поэзии, проговаривались в дружеских беседах на площадях, пирах, изучались в учебных аудиториях. Поэзия и проза, драма и комедия, фантастика, приключения, детектив – все эти литературные жанры давно сжились с философией и делают ее доступной для широкого читателя, в том числе и юного.

Узнать обо всем этом учащиеся могут не только на школьных уроках, но, прежде всего, в библиотеке, информационные и педагогические возможности которой могут и должны быть использованы для дополнительного философско-экологического образования, которое составляет часть общей экологии человека и призвано не только расширять читательский кругозор учащихся, но и способствовать развитию аксиозащитных основ их мыслительной, речевой и деловой активности в условиях современной инфоструктуры общества.

Проблема формирования защитных информационных механизмов индивидуального сознания имеет давнюю историю. “Многознание не научает уму”, – говорили древние. Информационная “открытость” человека и необходимость экологической защиты его сознания, разума были впервые проанализированы как важнейшие характеристики человеческого существования именно в философии. Уже Платон в своих сократических диалогах выступает с резкой критикой софистов, мудрецов “от информации”, способных уравнять в истинности любое знание, пренебречь нравственностью ради достижения практического результата. “Человек есть мера всех вещей”. Этот лозунг софистов, идущий от Протагора, звучит очень современно в смысле “размытости” границ человеческой воспитуемости и ориентированности на какие-либо устойчивые ценности. В этих условиях идущее от Сократа и Платона философско-педагогическое постижение человека стремящееся, с одной стороны, к логико-нравственно-эстетической “фильтрации” увеличивающегося объема знаний, а с другой, – к сохранению связи с постоянно меняющейся жизнью показывает ценность союза философии с педагогикой. Сократо-платоновская “школа мудрости” основана на единстве любого знания, арифметического, геометрического, астрономического, политического и пр. с его нравственно-эстетической составляющей, вне которой познание и воспитание движется в пустоту. Об этом говорят и сами тексты платоновских диалогов, представляющих не только философскую и педагогическую, но и литературно-художественную ценность, и литература иных видов и жанров: античная проза и поэзия, трагедия и комедия, сказки, басни, мифы и т.д.

Античное отношение к человеку как к homo educandus и educabilis, т.е. как к существу воспитуемому и нуждающемуся в образовании, не посягало на его свободу, “которая признает за человеком, что он, будучи существом, определяемым образованием, может освоить знания и умения, достаточные для того, чтобы выстроить свое бытие в рамках своего общества и своей культуры так, чтобы он как ответственное существо мог опираться на ценности и собственное решение настолько, чтобы соответствовать нормам своего общества и культуры” (А.П. Огурцов “Педагогическая антропология: поиски и перспективы”// “Человек”.-2002.-№1.-С.53.

Более того, в рамках этого отношения утверждалось существование общечеловеческих, космических норм и ценностей, основанных на принципах Истины, Добра и Красоты

В современном информационном мире человек утрачивает ориентиры в “смешанном лесу” различных мнений. Во что верить, к чему стремиться, как жить? Что представляет истинную ценность и как она соотносится с действительностью? Эти вопросы вновь, как и две тысячи лет назад, встают перед учащимися и их наставниками. Как говорил Гете: “Все умные мысли уже передуманы. Дело, однако, в том, что их всегда надо передумывать заново”.

В этих условиях образование, развивающее жизненные ценности, не может обойти вниманием необходимость союза педагогического и философского знания, без которого невозможно преодолеть информационное отчуждение человека от всяких ценностей, кроме сугубо прагматических. Кто-то очень верно сказал: “Кто хочет выжить, сохранить свой разум – должен философствовать!

Hosted by uCoz