Калужская Ю.А.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ.
ВЕК СМЕНИЛСЯ, ПРОБЛЕМА ОСТАЛАСЬ

Среди социальных институтов, оказывающих реальное воздействие на формирование духовного облика подрастающего поколения, особое место занимает детская библиотека.

Библиотечная работа с детьми и юношеством является наиболее актуальной проблемой теории и практики отечественной педагогики и библиотековедения. Детская и юношеская аудитория – наиболее перспективная категория читателей, требующая повышенного внимания со стороны педагогов, психологов библиотекарей и других специалистов по детскому чтению.

По меткому определению Т.Д. Полозовой, чтение – это приоритетная программа педагогической науки, образования и культуры, забота о будущем Отечества.

Социологические исследования, которые проводят в последние годы РГБ, ГРЮБ, РГДБ, ВЦИОМ и другие учреждения, выявили кризис в читательской культуре подрастающего поколения. Утрачивается интерес к чтению. Оно становится всё более прагматичным и примитивным. Падает ценность чтения, слабеет его мотивация. Функциональная неграмотность становится всеобщей проблемой.

Немецкий философ М. Хайдеггер, который исследовал понятие нигилизма, обращался к поэзии и искусству как хранителям бытия. По его мнению, при кризисе современной техногенной цивилизации культура вообще и культура чтения в частности перестаёт быть понимающей и осмысляющей, превращаясь в культуру вычисляющую.

Предметами острых дискуссий остаются детская литература, детское чтение, формы и методы библиотечной работы с детской и юношеской аудиторией, роль и место детской книги среди других информационных источников.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, исследователи все чаще стали фокусировать свое внимание на первой трети ХХ в., когда наблюдались аналогичные проблемы.

Фонды Н.А. Рубакина и Сороса, Конгресс в поддержку детского чтения и другие общественные институты, изучающие проблему детского чтения в настоящее время, не могут дать законченного представления об этом явлении. Тем интереснее деятельность Научно-исследовательского института детского чтения (ИДЧ), существовавшего в Москве в 1920-1933 гг.

Его история и деятельность почти забыты. Между тем среди научно-исследовательских педагогических институтов, созданных в 20-е гг. при Наркомпросе РСФСР, ИДЧ занимает особое место по вкладу в изучение детской литературы, её истории, теории, вопросов педагогики детского чтения.

Как научно-методический центр общероссийского масштаба, ИДЧ начал разрабатывать теорию и методику библиотечной работы с детьми и юношеством в советское время.

Сегодня уже всерьез можно говорить если не о том, чтобы воссоздать институт детского чтения, то, по меньшей мере, о том, чтобы исследовать опыт его работы и по возможности использовать всё ценное из этого опыта в современных условиях.

Hosted by uCoz