Иванова Г.А.

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития – актуальная задача государства и общества. На начало 1994 г. число детей в нашей стране составляло 39,4 млн. человек, или 26,5% всего населения. В современных условиях проблемы детей в России достигли предельной остроты, и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым.

Происходящие процессы выдвинули такие значимые для общества задачи, как необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, моральных и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества. В связи с этим значительно возрастает роль библиотек, в рамках деятельности которых происходит духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовка их к дальнейшей самостоятельной жизни.

В 2002 г. сотрудниками научно-методического отдела РГДБ разработана “Концепция библиотечного обслуживания детей в России”, которая нацеливает на более полное использование возможностей детских и школьных библиотек в удовлетворении потребностей растущего человека в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании. Миссия библиотек, работающих с юным поколением, состоит в том, чтобы, используя все имеющие ресурсы, создать среду развития детей через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации. Представленные в концепции модели библиотечного обслуживания детей, сложившиеся на протяжении многих лет, доказали свою жизнеспособность и необходимость. Главная стратегическая линия их дальнейшего существования в информационном обществе – модернизация и, как следствие ее, повышение качества работы с учетом постоянно меняющихся экономических и социокультурных условий.

В связи с этим актуализируется проблема профессиональной подготовки библиотечных кадров для работы с подрастающим поколением. В развитии образования детских и школьных библиотекарей сохраняются трудности, которые не преодолены и сегодня. К ним следует отнести: отсутствие государственной поддержки и заказа на подготовку библиотечных кадров, единой политики Министерств образования и культуры в области подготовки специалистов для школьных библиотек; отсутствие во всех вузах культуры соответствующих факультетов, отделений, в большинстве – специальных кафедр, способных реализовывать программы развития профессионального образования библиотечных специалистов по работе с детьми; противоречие между необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов для детских и школьных библиотек и все уменьшающимся их выпуском в высших учебных заведениях.

В нашей стране накоплен почти 70-летний опыт подготовки специалистов для детских и школьных библиотек. Развивается система библиотечно-библиографического образования. Большой потенциал идей по вопросам совершенствования профессиональной подготовки кадров для работы с подрастающим поколением содержится в трудах ученых: в докторских диссертациях В.И. Черниченко и автора данных тезисов, в кандидатских диссертациях В.П. Чудиновой, И.М. Немчиной, А.Э. Лебедевой, в работах Г.И. Поздняковой, Т.Д. Полозовой, Г.С. Ганзиковой, Т.И. Михалевой, Е.Ф. Рыбиной, И.И. Тихомировой и др. Научно-методическое обеспечение учебного процесса – в поле зрения многих преподавателей вузов культуры.

В начале XXI в. наступил новый этап в теоретическом осмыслении высшего библиотечно-библиографического образования. Утверждается новый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 052700 “Библиотечно-информационная деятельность”. Кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми МГУКИ разработала предложения по включению в стандарт квалификации “Библиотекарь-педагог”. Утверждение этой квалификации позволит повысить статус профессии детского и школьного библиотекаря, существенно улучшить подготовку специалистов для библиотечной работы с детьми. Важным аргументом для утверждения данной квалификации является приказ трех министерств: Министерства образования, Министерства культуры, Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 3 сент. 2002 г. “ Об утверждении Межведомственного комплексного плана мероприятий по формированию духовного мира подрастающего поколения”, в котором предусматривается организация на базе вузов культуры специализированной подготовки кадров для работы с детьми и юношеством.

Основные проблемы библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации обсуждались 31 окт. 2002 г. на парламентских слушаниях. В рекомендациях отмечена необходимость подготовки специалистов, соответствующих современному уровню обслуживания детского населения.

В вузах культуры важно разработать программы дальнейшего развития подготовки библиотечных специалистов для работы с подрастающим поколением.

Hosted by uCoz