Фунтикова С.П.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

В современной социокультурной ситуации в России задачей первостепенной важности является возрождение духовности, воспитание граждан в духе патриотизма. Государство определило направления в патриотическом воспитании граждан, и, в первую очередь, детей и молодежи, зафиксированные в ряде документов: Федеральном Законе “Об образовании” (1996), Постановлении Правительства Российской Федерации “О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы” (2001.), Федеральной целевой программе “Молодежь России (2001–2005 годы)” (2000) и др. Все это обусловливает особую важность создания эффективной системы социальных институтов патриотического воспитания, в которой библиотека, является необходимым звеном.

Российские библиотеки имеют богатый опыт работы по патриотическому воспитанию граждан, однако на протяжении последних пятнадцати лет формы и методы воспитания стали меняться. Просветительская и информационная деятельность по патриотическому воспитанию ведется библиотеками по нескольким направлениям: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому наследию; формирование культуры мира и межличностных отношений; воспитание здорового образа жизни, развитие юношеского спорта; экологическое воспитание, формирование бережного отношения к природе; военно-патриотическое воспитание.

Во многом эти направления соединяются и координируются с краеведческой деятельностью публичных библиотек, особенность которой состоит в создании такой библиотечно-библиографической и документно-информационной базы, которая способствует социализации, позитивному самоутверждению личности и раскрытию ее творческого потенциала. Не случайно академик Д.С.Лихачев назвал краеведение “воспитывающей наукой”. Отметим, что краеведческая деятельность осуществляется, прежде всего, с помощью получаемого библиотекой бесплатного местного обязательного экземпляра, благодаря которому создается краеведческий фонд (на основании Федерального закона “Об обязательном экземпляре документов").

Российская культура росла, расцветала и живет не только в столице, областных центрах, но и в провинции. Библиотекари-краеведы создают мнение о своем городе и крае, стремятся открыть “малую родину” для страны. Сотрудники муниципальных библиотек включаются в краеведческий поиск, собирают и систематизируют материалы, пишут летопись малой родины. Большую помощь при этом оказывают школьники, молодежь, любители-краеведы, местные жители. В память о знаменитых людях, которые родились, жили, создавали что-то значительное для своего края, создаются именные муниципальные библиотеки, которые можно охарактеризовать как краеведческие. Кроме того, появление новых учебных дисциплин в региональном компоненте предметов в общеобразовательных школах также предъявило к краеведческой деятельности новые требования. Например, основой патриотического воспитания детей и подростков в школах стало введение в Московский региональный учебный план курсов “Москвоведение”, а в Ярославской области в г. Тутаеве – “Романоведение”, “Основы традиционной духовной культуры”, “Истоки” (г. Вологда), “Основы религиозной культуры”, “Основы православной культуры” – повсеместно.

Во многих регионах России библиотеки проводят работу и в церковно-краеведческом направлении. Например, в Нижнем Новгороде проходил историко-литературный конкурс “Ревнители древнего благочестия. Старообрядчество”, а в Национальной библиотеке Республики Коми была организована фотовыставка, посвященная церковному зодчеству и храмовому строительству в крае. Библиотекари собирают церковно-краеведческие материалы о местных храмах и святых (житие и творчество), создают библиографические указатели, рекомендательные списки литературы, посвященные святым, связанным с краем (Сергию Радонежскому, князю А. Невскому и др.). Интересен опыт библиотекарей города Павловский Посад. Они проводят беседы со старшей группой дошкольников о благоверном князе Дмитрии Донском и русских церквах в краеведческом музее. ОУНБ г. Вологды много лет участвует в краеведческих чтениях, которые проводятся обычно в одной из усадеб близ города и посвящены, например, жителю края – святителю Игнатию Брянчанинову и его роду.

Центральным направлением работы многих библиотек стало возрождение истории своего края. Эти формы библиотечного краеведения оправдывают себя, являются эффективным средством патриотического воспитания. Пожалуй, сегодня только библиотеки способны полностью собрать уникальную информацию о родном крае и удовлетворить повышенный интерес, особенно детей и юношества, к краеведческой литературе. Таким образом, краеведческая деятельность библиотек получила новый импульс. За последние 5 лет появилось более двухсот публикаций из 42 регионов; из них более половины отражает опыт такой деятельности муниципальных библиотек. Не случайно в 2000 г. в рамках Российской библиотечной ассоциации (РБА) была создана секция “Краеведение в современных библиотеках”.

Деятельность Русской православной церкви (РПЦ) также направлена на развитие патриотизма через систему краеведческих знаний и духовно-нравственного воспитания. В “Основах социальной концепции” церкви – основополагающем документе, выражающем позицию РПЦ по всем важнейшим вопросам современной жизни, вводится понятие “православный патриотизм”. “Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления”. С 1999 г. в рамках ежегодных международных Рождественских образовательных чтений проводятся заседания секции “Православие и краеведение”, где среди затрагиваемых вопросов, рассматриваются вопросы о создании детских и молодежных клубов православных краеведов, организация краеведческих музеев “Святыни родного прихода” и др., способствующие своими формами и методами работы патриотическому воспитанию. Общества краеведов совместно с библиотеками организуют чтения, посвященные святым края, проводят городские лектории.

Известно, что церковь внесла значительный вклад в изучение отдельных территорий России и всех сторон жизни епархии. Представители духовенства занимались историей, археологией, этнографией, статистикой, литературой и библиографией. В сельском приходе до 1917 г. на священников были возложены и функции официального регистратора текущего времени (акты гражданского состояния).

Церковные краеведческие издания и документы являются неотъемлемой частью краеведческих фондов государственных и православных библиотек, и в настоящее время к ним проявляется значительный читательский интерес. В библиотеках появились дореволюционные епархиальные издания, которые характеризуют определенную территорию с различных сторон. Основными темами дореволюционных изданий являются: история церквей, монастырей и пустыней, церковных приходов, обычаи и обряды народов, проживающих на данной территории.

Фонды краеведческих подразделений муниципальных библиотек пополняются не только литературой, но и неопубликованными документами, рукописями местных исследователей, материалами переписки деятелей края, в том числе, церковнослужителей, историческими документами о ранее существовавших храмах и монастырях. В краеведческий фонд поступают электронные документы с полнотекстовыми базами данных (муниципальная библиотека г. Ярославля подготовила собственными силами CD-ROM “Малая краеведческая энциклопедия “Наше наследие”).

Обогащение форм и методов работы с читателями, координация деятельности и формирование фондов краеведческой направленности в публичных и православных библиотеках – новые тенденции, появившиеся в библиотечном деле. Деятельность религиозных организаций, представляющих традиционные для России конфессии (в первую очередь православие, иудаизм, ислам), относительно прозрачна для общества. Активизируется их взаимодействие с различными социальными институтами в просветительской и социально-благотворительной работе, осуществляются совместные и библиотечные проекты.

Библиотеки – национальные, республиканские, краевые, юношеские и детские, муниципальные, вузовские, школьные и др. – осуществляют сотрудничество с епархиями РПЦ (участие в краеведческих конференциях, епархиальных чтениях, совместные всероссийские книжные выставки и мероприятия по прославлению памяти святых, лектории, издание крупных библиографических указателей и материалов по истории епархии, монастырей, храмов и церквей, благотворителей, внесших значительный вклад в социальную и культурную сферы данной территории и т.д.). Так, в структуре Кировской ЦБС функционирует библиотека “Благовест”, организованная на основе “Соглашения о сотрудничестве между миссионерско-образовательным отделом Вятского епархиального управления и муниципальным учреждением “Благовест” (1998). В универсальном по содержанию фонде библиотеки сформирован подфонд, насчитывающий около трех тыс.экз. святоотеческой православной литературы, которая самым активным образом используется читателями.

Библиотеки при создании краеведческих фондов, также как и при формировании фондов религиозной литературы должны, на наш взгляд, основываться на принципе толерантности в современном его звучании. В деятельности публичной библиотеки принцип толерантности означает, что краеведческий фонд способствует свободному выбору мировоззрения своими читателями; учитывает конфессиональную ситуацию в своем регионе. Одно из положений Н.А. Рубакина, сформулированное им на заре ХХ в. в отношении краеведческого фонда, особенно ярко звучит в современном библиотечном краеведении и может быть применено без всяких дополнений в деятельности муниципальной библиотеки: “Нельзя не обратить серьезного внимания, особенно в тех местностях, население которых смешенного характера, не только русского, но и инородческого, что в местном отделе должна занимать, несомненно, центральное место литература о разных национальностях, а среди этой литературы – книги, помогающие их взаимному пониманию, уважению и симпатии” (Рубакин Н.А. Среди книг.-2-е изд.-СПб., 1911.-Т.1.-С.191.).

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры человека и всего общества. Поэтому такой необходимой становится совместная работа библиотек и церкви по патриотическому воспитанию граждан России.

Hosted by uCoz