Дранникова Г.В.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Основной задачей формирования и развития информационной культуры является установление гармонии всех составляющих ее компонентов: культуры мышления, библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, культуры общения, компьютерной грамотности. Формирование необходимого уровня развития этих компонентов осуществляется различными социальными институтами. Основа их закладывается в семье, микросреде, в которой осуществляется процесс социализации, становления личности. Как известно, от семьи ребенок "наследует" стиль своего читательского поведения. Закладываемая с детства культура производства и потребления информации включает и выработку этических принципов, оптимальных форм поведения в информационной среде, рациональных привычек, способствующих гармонизации общения человека с внешним миром, предотвращения психического дисбаланса.

При все возрастающем объеме информации, которая продуцируется обществом, ее фактическое использование становится все менее полным. Корни данного противоречия лежат в школе, где формируются основные черты будущего потребителя информации. Средняя общеобразовательная школа имеющимися у нее средствами пытается формировать навыки продуктивного чтения, воспитать интерес к чтению, но даже тот факт, что практически все старшеклассники общеобразовательной школы не прочитывают предлагаемую им авторами учебников и учителями дополнительную литературу по базовым школьным предметам, уже говорит о низкой эффективности этих попыток.

Недостаточное внимание уделяется таким важнейшим компонентам содержания образования как ценностное отношение к миру, которое не обеспечивается одним только усвоением знаний и умений. Можно утверждать, что в общеобразовательной школе вообще не уделяется внимание целенаправленному развитию предметно-речевых навыков, от которых полностью зависит успешность овладения знаниями и успешность демонстрации этих знаний. Практически ни в одной школе страны не проводится комплексная и законченная работа по целенаправленному развитию у школьников мышления, памяти и внимания, что не только абсолютно необходимо для предоставления возможности раскрытия творческих способностей личности каждого обучающегося, но и предоставляет интерес и для них самих. В современной школе библиотека представляет собой оптимальное учреждение, где можно решать проблему приведения в соответствие возможностей старшеклассника как читателя учебной и научно-познавательной литературы и испытываемых ими потребностей в чтении. Оптимальность определяется: наличием соответствующего фонда в школьной библиотеке; наличием читательской (библиотерапевтической) атмосферы в библиотеке, формированием у читателей потребности в чтении; знакомством с реальными примерами тех, кто читает рационально (в том числе и сотрудниками школьной библиотеки, владеющих навыками рационального чтения).

Учащиеся, имеющие навык и привычку заниматься в библиотеке своего учреждения, успешнее учатся. Адаптирование к работе в библиотеке и формирование соответствующих навыков у обучающихся происходит в процессе длительного выполнения какого-либо задания в библиотеке. Такой работой, например, может быть овладение навыками рационального чтения.

Развитие науки и техники, средств передвижения и доставки привело к появлению нового способа общения, представляющего собой огромный поток сообщений, адресованный достаточно большой аудитории. К средствам массовой информации обычно относят радио, телевидение, печатное слово, видео, кино, театр, фотографию, моду, дизайн, маркировку. По степени эмоционального воздействия, количественному охвату, времени и глубине воздействия на аудиторию телевидение уверенно занимает первое место. Средства массовой информации во много раз увеличили возможность человека приблизиться к миру других людей, получить новые знания, обогатить свой внутренний мир. Они создали огромные возможности для расширения и углубления идейно-воспитательной работы среди всех слоев населения. Средства массовой информации могут оказывать влияние на информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной среды в модели будущего информационного общества. Сегодня остро стоит вопрос об информационной безопасности семьи и молодого поколения. Социальные, нравственные качества школьника формируются по образцу и подобию всего того, что они слышат и видят, сознают и переживают, погружаясь в конкретную социокультурную среду. На протяжении последних десяти лет подрастающее поколение, от которого зависит судьба России в XXI в., является объектом массированного воздействия произведений экранных искусств, где насилие и жестокость являются основным содержанием сюжета. Продолжают создаваться фильмы, телепередачи, Интернет-сайты, которые идут вразрез с принятыми мировым сообществом Декларацией о правах ребенка, конвенцией о правах ребенка.

Конечно, мы не должны забывать о том, что бурное развитие СМИ, новейших компьютерных сетей общего пользования, аудиовизуальных средств объективно способствует социализации личности, позволяет использовать новейшие педагогические технологии. Детей необходимо учить пользоваться СМИ, для чего необходимо формировать у подрастающего поколения информационную культуру, способность критически относиться к функционирующему репертуару, осваивать его с пользой для себя. Информационная культура в данном случае выступает и как фактор информационной безопасности личности.

Таким образом, информационная культура является интегративным фактором социализации личности.

Hosted by uCoz