Петушко Н.Е.

БИБЛИОТЕРАПИЯ: КОМПЕНСАТОРНОЕ ЧТЕНИЕ

Вопросы сущности и содержания библиотерапевтической деятельности с лицами, имеющими те или иные проблемы в развитии, в последние годы привлекают к себе внимание широкого круга ученых различного профиля и специалистов-практиков.

Наше обоснование необходимости применения библиотерапии, к такой категории пользователей, как инвалиды по зрению основывается на понимании роли книги, библиотеки и чтения в их жизни.

Л.С. Выготский еще в 20-е гг. подчеркивал, что всякий дефект создает стимулы для процессов компенсации, дает начало новым, “обходным” процессам развития.

Данное концептуальное положение представляет особую ценность и для теории и методики библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих. Привлекая таких читателей к чтению, библиотеки способствуют опосредованному познанию действительности. Книга позволяет слепому и слабовидящему читателю познать область чувств и явлений, связанных со зрительным восприятием мира. В результате повышается роль книги как средства познания. В то же время чтение книг может помочь понять свои психологические и физиологические реакции, пополнить или исправить знания о своем психофункциональном состоянии и тем самым содействовать эмоциональному фону. Таким образом, чтение для данной категории пользователей выступает как один из факторов компенсации дефекта зрения, психологической коррекции. В большей степени, на наш взгляд, этому способствует чтение художественной литературы, которая обладает уникальными возможностями влиять как на развитие высших психических функций слепых и слабовидящих людей, так и оказывать влияние на их внутренний мир, выравнивать эмоционально-волевую сферу. Поэтому, необходимо говорить о компенсаторном значении чтения, преимущественно литературно-художественных произведений, которое, по нашему мнению, носит характер восполнения и выравнивания. Компенсаторным в данном случае является чтение, способствующее восполнению чувственного опыта, возмещению внутри психологического состояния и внешних жизненных ситуаций слепых и слабовидящих читателей.

Тифло-психолого-педагогическими исследованиями доказана возможность восприятия художественных произведений людьми с серьезными нарушениями зрения (А.М. Земцова, Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, М.И. Максакова, И.С. Моргулис, Г.В. Никулина, И.П. Чигринова, и др.). Но данные исследований в то же время убедительно показали, что при чтении художественных произведений слепые и слабовидящие лица (дети и взрослые) испытывают ряд трудностей, обусловленных особенностями их восприятия, уровнем воссоздающего воображения, на развитие которого оказывает влияние бедность предметных представлений и образов, отсутствие зрительных впечатлений, что в итоге сказывается на замедлении обдумывания содержания литературного текста, сложности составления пересказов, бедности словаря, слабого понимания метафор, поговорок, пословиц. Учитывая эти факты, важнейшее направление библиотерапии в библиотеках, обслуживающих инвалидов по зрению – повышение уровня восприятия художественных текстов, понимания и усвоения прочитанного, воспитание творческого читателя.

Необходимо обратить внимание и еще на одну сторону компенсаторной возможности чтения – смысловое восприятие письменной речи текста и смыслового восприятия этого же текста в устной интерпретации слепыми и слабовидящими пользователями. Как показывают литературоведческие исследования (Бодуэн де Куртенэ), закономерности смыслового восприятия письменной речи далеко не всегда совпадают с устной интерпретацией того же текста. Во втором случае человек получает дополнительную информацию: слышит интонации, звучание голоса и т.д. Более того, с нашей точки зрения, в отношении незрячих читателей данные закономерности восприятия текста могут оказывать влияние на уровень восприятия художественной литературы.

В библиотеках для слепых, при обслуживании читателей используют различные виды документов: документы, напечатанные рельефно-точечным шрифтом, озвученная литература, плоскопечатная и др. Естественно, что каждый вид издания имеет свои специфические особенности и обладает теми или иными возможностями, которые способствуют частичному компенсированию или коррекции недостатков, которые вызваны нарушением зрения. В процессе наблюдения мы пришли к выводу, что самостоятельное прочтение “брайлевского” текста, а тем более наличие рельефных изображений в нем, во-первых, дает осознанность прочитанного, во-вторых, восполняет недостаток образов, способствует развитию локализации и других видов поверхностной (экстероцептивной) чувствительности, дает большую свободу интерпретации, возможности субъективного восприятия. Прослушивание озвученного текста – это интерпретация содержания книги чтецом, его степени понимания текста, эмоций, субъективного восприятия, не всегда эквивалентного как авторскому замыслу, так и индивидуальности слушателя. Соответственно, чтение слепыми и слабовидящими читателями документов, напечатанных рельефно-точечным шрифтом, на наш взгляд, способствует сознательному, углубленному прочтению произведения. При этом сознательность чтения обуславливается пониманием читаемого, конкретностью представлений, возникающих при чтении. Слушание менее активизирует личность, в меньшей степени использует весь потенциал текста и в результате не имеет в полном объеме того развивающего значения, которым обладает чтение рельефно-точечных книг. В настоящее время еще сложно что-либо утверждать относительно эффективности терапевтического воздействия, целесообразности только чтения или прослушивания в каждом конкретном случае или их совмещения, ибо серьезных исследований пока нет. Поэтому мы не ведем речи о вытеснении одного вида получения информации, знания другим, задача состоит в их оптимальном сочетании, так как цель у них одна – читательское развитие.

В рамках библиотерапии сам процесс читательского развития может быть рассмотрен как процесс последовательного расширения библиотерапевтических возможностей влияния книги на личность слепого и слабовидящего. На наш взгляд, это и есть тот обходной путь культурного развития, который способствует включению инвалидов по зрению в социокультурное пространство. Только в процессе общения инвалида по зрению с книгой, а затем и во взаимодействии с библиотечным работником в процессе диалога у слепых и слабовидящих читателей постепенно формируется образование связи слова с обозначаемым им предметом, расширяется круг понимаемых речевых ситуаций, активизируется ассоциативная память, стимулируется воображение, развивается заинтересованность в чтении, формируется потребность самостоятельного поиска решения своих проблем в литературе. Особенно важным это является для детского читателя, у которого, в большей мере, нарушены социальные контакты. Систематическая работа библиотечного работника в данном направлении позволяет усилить представления об общепринятых социальных и культурных образцах, примерах поведения, нейтрализуя, таким образом, некоторые инфантильные установки к своему “Я”, укрепить адаптивные качества.

Следовательно, чтение литературно-художественных произведений может частично корректировать познавательную и эмоциональную сферы, выступать в качестве одного из видов психологического замещения. Такое чтение становится составной частью библиотерапевтической работы библиотекаря, социально обусловлено и выполняет основную функцию – реабилитационную.

Hosted by uCoz