Омаров К.О., Лошаковская З.К., Мирзаева А.Р.

ИССЛЕДОВАНИЕ ГУМАНИТАРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ БИБЛИОТЕК МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА

В целях оптимального использования образовательно-воспитательного потенциала библиотек, обслуживающих многонациональное население, более десяти лет ведется опытно-экспериментальная работа в различных типах библиотек районов и городов Республики Дагестан. Методика ее организации, некоторые результаты и выводы о критериях формирования культуры чтения и межнационального общения могут быть полезными для других полиэтнических регионов. Разнообразие типов библиотек-баз опытно-экспериментальной работы позволило нам, с одной стороны, вести поиск оптимальных информационно-библиографических возможностей, эффективных систем методов, приемов, подходов, с другой, – выявить общее и особенное в содержании познавательных интересов и дифференцированном обслуживании читателей тех или иных типов библиотек, чтобы получить обобщающую картину и выявить тенденции развития их гуманитарных функций.

В основу методики положен обобщенный практический опыт реализации принципа гуманизма в истории отечественной общеобразовательной школы, где существенная роль отведена книге и внеклассному чтению. Каким бы талантливым ни был учитель на уроке, он не может дать того многообразия представлений, знаний об ответственности человека во взаимоотношениях с окружающей действительностью, которые получит человек при самообразовательном чтении в условиях библиотеки.

Какими возможностями располагает библиотека, чтобы будущие педагоги овладели личностно-гуманными основами педагогического процесса для работы в школах с многонациональным составом учащихся, каковы гуманитарные функции библиотеки педагогического вуза, как они влияют на формирование миротворческих, гуманистических чувств, взглядов, убеждений, необходимых для обучения и воспитания подрастающего поколения многонациональной Республики Дагестан? Поиск ответов на эти вопросы осуществлялся в процессе опытно-экспериментальной работы в библиотеке Дагестанского педагогического университета.

Ориентиром для подбора методов исследования послужило конкретно-социологическое исследование "Советский читатель". В монографии, посвященной ее результатам, рассматриваются читательские интересы студенческой молодежи и роль книги в педагогической деятельности учителя. Опыт исследования студенческих читательских интересов 60-х гг. позволяет сравнить читательские интересы, активность чтения, мотивы и направленность читательских запросов студентов гуманитарных вузов бывшего Союза и Дагестанского педуниверситета.

При сравнении показателей активности чтения студентов факультетов гуманитарного профиля, полученных в результате широкомасштабного и локального исследований, принципиальных различий не обнаружено. Относительная активность чтения гуманитариев объясняется тем, что будущая деятельность студентов педагогического вуза больше связана с книгой, чтением, библиотекой и библиотекарем-специалистом, чем студентов других вузов.

Активный интерес проявляет молодежь к серии “Жизнь замечательных людей”, очевидно, ищет идеал для подражания. Этот же интерес прослеживается и в чтении художественной литературы. Замечено, что не только историков и филологов привлекает история дипломатии и международные отношения. Студентов интересуют такие вопросы, как возникновение и развитие цивилизации на Земле, история древнего мира. Наблюдается тенденция роста интереса к истории древнего, средневекового и современного Востока, что вполне закономерно в условиях демократизации процесса общественного развития, деидеологизации деятельности учебных заведений. Информационное равноправие для всех идеологий, в том числе для мусульманской религии, стимулирует интерес к идеологии ислама стран Ближнего Востока. История Востока привлекала и студентов 60-х гг. независимо от профиля специальности.

Глубина сути гуманитарной направленности, нравственно-эстетическая ценность произведений художественной литературы постигается тогда, когда чтение является внутренней потребностью личности, т.е. именно в студенческие годы. Отзывы о книгах, особенно о произведениях зарубежных писателей, обнаруживают умение студентов разобраться в ценностях человеческих отношений, довольно высокую эстетическую культуру и т.д. На такой уровень культуры чтения и восприятия они поднимаются не только в связи с возрастом, жизненным опытом и особенностями жизнедеятельности, но и в результате развития гуманитарных функций библиотек в целом, совершенствования консультационно-информационной помощи библиотекаря-библиографа, активизации досуговых функций путем организации клубов по интересам, дифференциации общения по системе: читатель-библиотекарь-читатель. Методом научного наблюдения участники исследования выявили сравнительно большую активность чтения художественной литературы под влиянием новых, активных форм и методов общения с читателями, их информационно-консультационного обслуживания.

Поиск потенциальных возможностей повышения роли библиотек в поддержке гармонии взаимодействия национальных культур имеет большие исторические тенденции и перспективы при всех нюансах отливов и приливов в сфере межнациональных отношений. История библиотечного дела стран Востока и Запада имеет множество творческих находок в реализации возможностей библиотек для диалога между соседствующими культурами, нациями и народами. Процесс совершенствования библиотечного обслуживания населения во всех странах стимулировался принципами гуманизма.

Особенностями работы с читателями библиотек Дагестана являются, во-первых, многонациональность и многоязычие литературы родного края, во-вторых, многонациональность состава читателей библиотек плоскостных районов и городов. В настоящее время перед библиотечным делом в Дагестане встал вопрос о разработке научно-обоснованной методики информационно-консультационной работы в библиотеках с многонациональным составом читателей. Например, в Кизлярской городской ЦБС накоплен определенный опыт исследования проблем библиотечно-библиографического обслуживания читателей юношеского возраста. В результате научно-исследовательского анализа состояния работы ЦБС многонационального г. Кизляра выяснились погрешности во всех основных библиотечно-библиографических процессах, начиная от комплектования книжного фонда, кончая индивидуальной беседой с читателем о прочитанной книге.

Наблюдения за содержанием читательского спроса студентов Кизлярского медучилища показали, что в запросах первокурсников преобладает литература на родном языке, особенно в первые месяцы их приезда, но поскольку фонд библиотеки ориентирован на русскоязычного читателя, они просят на русском языке произведения опять-таки родной литературы. Далее возрастает интерес к литературам других народов, а именно: Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, зарубежных стран.

В этом процессе очевидны и негативные явления, прежде всего, пренебрежение к родному языку и родной литературе. Если бы в свое время с достаточной ответственностью за духовную культуру подрастающего поколения удовлетворялся столь же закономерный интерес к родному языку и родной литературе, процесс освоения общечеловеческой духовной культуры юношества начинался и продолжался бы на основе родного языка и литературы.

Соответственно системному анализу состояния работы ЦБС по обслуживанию юношества были предприняты и меры дальнейшего ее совершенствования. Прежде всего, ликвидировали явные перегибы в отношении комплектования книжного фонда, где не учитывались национальный состав читателей и целесообразность национального и интернационального в содержании чтения как на русском, так и на родных языках.

Здесь мы столкнулись с современным состоянием и проблемами переводов, функционирования МБА, национально-русского и русско-национального двуязычия чтения и общения читателей и библиотекаря. Библиотекари Кизлярской ЦБС пришли на этой основе к выводу, что библиотекарю многонациональных городов крайне необходимо знать как минимум два языка: русский межнациональный и один из языков народов Дагестана, основательно изучать обычаи, традиции, обряды, фольклор тех наций, которые представляют читательскую аудиторию библиотеки.

Итогом всей опытной работы является качественно новое состояние культуры чтения и уровня восприятия прочитанной книги, полученной информации, характера и мотивов чтения. Эти признаки результатов библиотечного обслуживания делятся по следующим критериям: 1) увлеченность, занимательность сюжета, экзотика обычаев, традиций, своеобразие художественных образов в произведениях писателей разных народов, уровень поверхностного интереса и восприятия национальных особенностей художественных произведений, весьма важный, основополагающий для дальнейшего общения; 2) желание и способность сравнивать, анализировать, оценивать духовную культуру, представленную в художественной литературе того или иного народа, в контексте мировой художественной литературы, высокий уровень, характерный для высокоорганизованного читателя, результат активного, продолжительного самообразовательного чтения личности или столь же упорной творческой библиотечно-библиографической работы библиотекаря с читателем на основе этнопсихологии и этнопедагогики; 3) умение обобщать и связывать с жизнью комплекс полученной информации через канал массовой коммуникации, в т.ч. библиотечные навыки аргументировать обобщения с помощью источников информации, а в условиях библиотеки с помощью СБА, исходя из единства и многообразия истории духовной и материальной культуры народов мира, уровень профессионализма в области литературоведения и библиотечного дела, на что следует ориентировать студентов, прежде всего, филологических и библиотековедческих факультетов вузов, а в идеале – критерий высшего образования, особенно гуманитарного профиля.

Названные критерии при определении итогов опытной работы конкретизируются, когда производится сравнительный анализ данных картотеки чтения по данным записи о чтении каждого читателя из исследуемой и контрольной групп юношества. Конкретизация зависит от характера, уровня опытной работы, возможностей и задач конкретной библиотеки, ее читательской аудитории.

Hosted by uCoz