Олзоева Г.К.

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА МАССОВУЮ РАБОТУ БИБЛИОТЕК

Массовая работа – один из сложнейших видов деятельности библиотек. Важность этой проблемы не вполне соответствует уровню разработанности ее теоретических основ. В специальной печати она освещается в основном на эмпирическом уровне – описании опыта работы по проведению различных мероприятий. На этом фоне выгодно отличаются работы С.Г. Матлиной, которая последовательно выявляет тенденции и раскрывает наиболее перспективные методы и формы.

В последние годы библиотеки в поисках нетрадиционных форм все чаще обращаются к имитации телевизионных передач. Это вполне объяснимо, так как среди средств массовой информации именно телевидение оказывает наибольшее влияние на потребителей СМИ. Последнее десятилетие свидетельствует о серьезных изменениях, происходящих на телевидении, которое из идеологического оружия превратилось в коммерческое предприятие со всеми присущими ему особенностями. Это явление неоднозначное. Наряду с положительными моментами – свободой слова, способствование глобализации ценностного сознания, современное телевидение несет далеко не лучшие образцы западной культуры. Внедрение телевидения в каждую семью оказало значительное влияние на структуру повседневной жизни. По результатам исследований владельцы телевизоров меньше времени тратят на дружеские встречи, общение, домашние дела. Свободное время дома строится вокруг любимых телепередач. Они же часто являются предметом общения среди знакомых, друзей.

Библиотеки не должны проходить мимо этого явления. Методы массовой работы будут более востребованы, более эффективны, если в глазах читателей они будут связаны с их любимыми телепередачами. Зрительский интерес должен быть поддержан и развит как читательский. Как социальные институты, телевидение и библиотеки выполняют определенные функции. В одном из интервью генеральный директор ОРТ К. Эрнст выделил следующие функции: информационную, развлекательную, рекреационную, в небольшой степени, образовательную. При этом он подчеркнул, что воспитательная функция не рассматривается на ОРТ. Как известно, библиотеки выполняют информационную, образовательную и культурную функции.

Сравнение функций дает возможность определить точки соприкосновения, возможность оптимального использования телепередач в массовой работе. Еще в 70-е гг. библиотечные социологи отмечали, что в эпоху развития телевидения достаточно четко формируется читательско-зрительский интерес. Многие телепередачи стимулируют читательские интересы. Наиболее плодотворным, на наш взгляд, будет использование телепередач, которые реализовывают функции, совпадающие с библиотечными. Популярность телевидения позволяет читателям приобщиться к престижным передачам. Их имитация в библиотеках дает им возможность идентифицировать себя с участниками этого шоу, приобщиться к ним, таким недоступным, но притягательным.

Весьма велик интерес к новостным, информационным передачам. Это подтверждается переполненными залами периодики в библиотеках. У нас в стране за последний период 60–70 лет выросло не одно поколение людей, у которых сформировалась устойчивая потребность в чтении периодики. По данным исследований, каждая советская семья выписывала по 5–7 наименований газет и журналов. Весьма высокий показатель. Эта потребность формировалась с детства. Информационная функция библиотек и телевидения, конечно, не идентичны, но интерес к событиям в нашей стране и за рубежом можно использовать более плодотворно, организуя выставки, мероприятия о новостях политики, культуры, бизнеса, шоу-бизнеса и т.д.

Образовательные передачи телевидения могут лечь в основу библиотечных мероприятий. Например, постоянно действующие выставки по самым популярным телепередачам – “В мире животных”, “Клуб путешественников”, где рядом с заголовком крупные портреты ведущих Ю. Сенкевича и Н. Дроздова и т.д.

Удачным следует признать опыт перенесения конкурсных передач в библиотеки. Многие из них как будто специально созданы для библиотек и могут быть использованы практически без изменений. К таким передачам относятся: “Что? Где? Когда?”, “Умники и умницы”. Они способствуют главной цели массовой работы – стимулированию познавательной и читательской деятельности пользователей библиотек. К сожалению, в последнее время на телевидении появилось большое количество низкопробных, плохих конкурсов, которые имеют чисто развлекательные цели. Они находят своих приверженцев не только среди читателей, но и среди библиотекарей. Переносить примитивные шоу в библиотеки не соответствует ни одной из функций библиотек. Основным критерием использования телепередач является их соответствие основным функциям библиотек.

Hosted by uCoz