Михневич Я.А.,Тихонова Н.О.

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ И ЕГО УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ФОНДАМИ МАССОВЫХ БИБЛИОТЕК

В рамках исследования “Состояние фондов общедоступных библиотек Российской Федерации в 1991–2001 гг.”, которое проводилось научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ, одной из задач было создание совокупного портрета читательской аудитории библиотек.

В ходе анкетирования было опрошено 2559 читателей из 110 библиотек РФ. В анкете наряду с вопросами, направленными на создание социального портрета, был задан ряд вопросов, ответы на которые помогли установить уровень удовлетворенности читателей библиотекой (интенсивность пользования библиотекой, уровень тематического соответствия литературы профессии и интересам респондента, степень удовлетворенности фондами и т.п.).

По данным нашего исследования, доля учащихся практически сравнялась с числом работающих (соответственно 41% и 42%). Другой ключевой группой всегда считались пенсионеры. Результаты нашего анкетирования это не подтверждают: группа пенсионеров составляет только около 9% от общего числа респондентов.

Самая многочисленная группа по уровню образования – читатели со средним специальным образованием (38%). Группа читателей с высшим образованием занимает третье место, но лидирует по интенсивности пользования библиотекой.

По профессиональному признаку первое место занимают работники сферы образования (26,9%), второе – представители рабочих специальностей (15,6%). Далее с большим отрывом – экономисты, управленцы, инженерно-технические работники и др. Не входят в число основных потребителей библиотек представители бизнеса (1,3%) и научные работники (0,35%).

Самой распространенной целью посещения библиотеки является развлечение и отдых, затем – удовлетворение любознательности и самообразование, далее – помощь в обучении по общеобразовательной программе, на последнем месте – повышение квалификации. В случае если выбраны несколько ответов одновременно, ответ “развлечения и отдых” уступает самообразованию и любознательности. Если учесть тот факт, что учащаяся молодежь по-прежнему составляет существенную часть читательской аудитории, превалирование таких ответов вполне объяснимо.

Популярность той или иной библиотеки в первую очередь зависит от соответствия фонда читательским потребностям. На вопрос о тематическом соответствии литературы, имеющейся в библиотеке, интересам читателя, около 40% респондентов отметили ее прямое соответствие нынешней профессии и 24,5% ответили, что литература, которая их интересует, и приобретенная профессия никак не пересекаются, причем большая часть уточнила, что они в этом и не нуждаются. Примерно 5,5% респондентов воспользовались предложенным вариантом ответа “иной взгляд”, чтобы высказать свои претензии по качеству обслуживания, составу фонда, указать на существующие проблемы. При этом наиболее часто повторяющиеся реплики: устаревшая литература, малое количество книг по узкой специализации, отсутствие или же недостаток новинок; малый объем фонда; также упоминается нехватка периодики и литературы на иностранных языках. Привлекательность данной конкретной библиотеки оценивается респондентами в основном возможностью получить конкретный ответ на конкретный запрос (определенная книга или наличие литературы по нужной тематике).

В целом, по данным ВЦИОМ, по стране чтение занимает второе место после телевидения. У пользователей библиотек оно превалирует, хотя понятие чтение трактуется весьма разнообразно. Если значительная часть интересуется литературой как средством развлечения, то другая часть подменяет понятие чтения получением информации, по статусу почти равной информации справочной. Это наблюдение подтверждает и высокий процент положительных ответов о просмотре новых книг.

Особенность изучения потребностей читателя в ходе нашего исследования состоит в том, что мы предложили респондентам ответить на вопросы, касающиеся конкретных книг, журналов и других изданий, на которые был получен отказ, либо читатель не стал их спрашивать, будучи заранее уверен, что ему их не выдадут. Мы полагаем, что информация о скрытых отказах является более показательной и напрямую отражает читательские потребности. Читатель во многих случаях вынужден брать те или иные книги только потому, что у него нет выбора.

Читатели со средним образованием ограничивают свои запросы конкретной книгой (чаще всего это детективы, женские романы, классика, исторические романы, фантастика, энциклопедии, журналы). При этом уровень удовлетворенности библиотекой самый высокий как по всей выборке (44%), так и среди тех, кто дал положительный ответ на вопросы о неспрошенных книгах и отказах (26,4%).

Читатели со средним специальным образованием – самая многочисленная группа. Запросы носят более специальный характер. Уровень удовлетворенности ниже, чем в предыдущей группе (35%). Читатели с незаконченным высшим образованием представляют собой группу с наиболее высокими требованиями и самым низким уровнем удовлетворенности (26%). Среди читателей с высшим образованием наиболее неудовлетворенной группой являются учителя (56%). Отказы в основном получены на литературу по специальности – 51,5%.

В целом неудовлетворенность библиотекой возрастает с потребностью в отраслевой литературе справочного характера и журналах.

Также мы посчитали необходимым сопоставить взгляды на библиотеку читателей – непосредственных потребителей информации и библиотекарей, ответственных за удовлетворение этих потребностей. В связи с этим в рамках проведенного исследования библиотекарям было предложено составить три списка названий книг, которые включили бы в себя: лучшие издания, приобретенные ЦБС за последние годы; издания, в которых библиотеки ощущают острую необходимость, но которыми не удалось пополнить фонды; перечень изданий, выбывших из фондов ЦБС, о которых стоит пожалеть.

На основании полученных данных мы определили степень удовлетворенности фондами массовых библиотек с точки зрения читателей и библиотекарей, взяв за основу темы, выделенные читателями как приоритетные.

Полученный результат свидетельствует о том, что наиболее благоприятно обстоят дела с фондами литературы по сельскому и приусадебному хозяйству, образованию и педагогике по обоюдной оценке читателей и библиотекарей, а также с фондами литературы по психологии и социологии, медицине, по мнению последних. Обе группы респондентов отмечают недостаточную укомплектованность фондов исторической, литературоведческой и филологической литературой, притом интерес читателей в обращении к ней имеет самый низкий рейтинг. Полярные точки зрения высказаны респондентами в отношении экономической и естественнонаучной литературы. При повышенном интересе к этим разделам фонда читатели демонстрируют приемлемый уровень удовлетворенности, по сравнению с библиотекарями, которые считают, что фонды литературы по этим разделам, наряду с историческими, нуждаются в значительном докомплектовании. В целом сопоставление взглядов читателей и библиотекарей на качественное наполнение фондов в отраслевом аспекте показывает, что их мнения в основном совпадают. Такое положение вещей не может не радовать: библиотекарь знает потребности своих читателей, хотя, к большому сожалению, не всегда в состоянии решить проблему качественного комплектования фондов.

Несмотря на целый ряд претензий к качеству библиотечных фондов со стороны читателей библиотеки оцениваются как незаменимый источник удовлетворения информационных потребностей, а также, возможно, место для отдыха и общения.

Hosted by uCoz