Емельянова Н.А.
БИБЛИОТЕЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
В последнее время идет процесс обновления теории библиотечного обслуживания на основе лучших достижений прошлого и современного практического опыта. Библиотечное обслуживание представляется как всестороннее сотрудничество библиотекаря и читателя. Изменилась основная функция обслуживания, на смену идеологической функции широко используется мировоззренческая, способствующая развитию интеллектуального потенциала личности.
Обслуживание читателей в библиотеке - процесс межличностного взаимодействия, в ходе которого возникает общение, которое является одной из разновидностей педагогического общения, так как при удовлетворении читательских потребностей происходит обучение (передача каких-либо знаний), воспитание (формирование эстетических вкусов), развитие библиотечно-библиографической культуры, образование (накопление определенных знаний). Так как эти функции присущи всем без исключения библиотекам, то любая библиотека, в том числе и специальная научная библиотека НИИ, является педагогической системой.
Библиотечное обслуживание по своей сути педагогический процесс движения от целей к результату. Библиотекарь определенным способом воздействует на читателя, который из пассивного объекта превращается в субъект педагогического взаимодействия. Опираясь на методы дифференцированного подхода к читателям и дидактические принципы педагогики, библиотекарь целенаправленно обслуживает читателей.
В условиях небольшой библиотеки, как библиотека НИИ, где обслуживается постоянный контингент читателей, контакты более продолжительны и информативны, чему способствует и обслуживание в условиях закрытого доступа, что ведет к увеличению общения - получение запроса, уточнение его, рекомендации, информирование, обмен мнениями. Поэтому в условиях такой библиотеки общение личностно-ориентированное.
С приходом врача в библиотеку меняется его социальная роль. В библиотеке врач становится читателем, он нуждается во внимании, слушает советы и рекомендации библиотекаря, получает информацию.
Библиотекарь как организатор библиотечного общения должен обладать определенными психологическими знаниями, умениями, навыками. Желательно, чтобы он по своим психологическим характеристикам относился к сильному типу темперамента, и, что необходимо, был экстравертом, “открытым” для общения.
Основные положения педагогики и психологии важны не только в плане теоретического осмысления теории библиотечного обслуживания, сколько для практического применения, так как от этого зависит успешность библиотечного обслуживания, ее качество и культура.
Профессия врача и работа в медицинском учреждении связана с большими психо-эмоциональными и умственными нагрузками. Поэтому возрастает роль библиотекаря как педагога и психолога в жизни научно-исследовательского учреждения.