Бруева Т.А.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ

Перспектива развития такого направления информационной работы как индивидуальное информирование c учетом современных научных концепций познания и восприятия мира, достижений компьютерных технологий требует и развития теории в этой области, так как недостаточная разработанность теории оказывает определённое влияние на практику и методологию эмпирических исследований.

Информатизация, глобализация коммуникаций, признание приоритета личностно-ориентированного подхода в сфере образования и обслуживания, развитие философии, психологии актуализировали исследования по диагностике, универсальному информационно-психологическому тестированию индивидуального потребителя.

Традиционно информирование строилось на основе изучения социально-демографических признаков потребителей при помощи анкетирования и опросов об их потребностях и т.п., а также анализа отчетной документации (например, библиотечно-библиографической), то есть результатов информационной деятельности.

Позднее появились направления, изучающие также и профессиональную деятельность потребителей: специалистов, учёных различных отраслей. Усовершенствование методологии (деятельностный подход, психологическая теория деятельности) позволило расширить возможности исследований и удовлетворения информационных потребностей.

В 70-80-е гг. XX в. разрабатывалась и внедрялась концепция индивидуального информирования (ИРИ, ДОР), содержащая в своей основе идею учета особенностей каждого абонента. Однако процессы нахождения информационным работником соответствия между информацией и тем, кто её использует, очень сложны, они зависят от многих обстоятельств и явлений, выходящих за пределы знаний и контроля информационного работника, например “информационная несовместимость” информируемого и информирующего.

По мнению В.Е. Лепского, идея ДОР не могла быть удовлетворительно реализована из-за несовершенства методологической базы. Деятельностно-центрический подход, по его мнению, является шагом вперед на пути методологического осмысления изучаемого явления, но вместе с тем в нём не просматриваются конструктивные ходы по организации системной поддержки конкретных субъектов деятельности, сочетающих субъективное и нормативное в профессиональной деятельности.

Психологами разрабатывается субъектно-деятельностный подход. Исследуя потребностную сферу человека и, в частности, информационную потребность, которая представляется теперь как одна из базовых потребностей человека, исследователи пришли к явлению рефлексии и его истолкованию как одного из объяснительных принципов развития психики человека, мышления, сознания, личности, а также стали разрабатывать способы тестирования и практического применения результатов психодиагностики.

Эти идеи стали проникать в библиотечную сферу, где уровень рефлексивности можно использовать как показатель информационной культуры, диагностировать способности к осознанию дефицита знаний, взаимосвязь рефлексивности и информационной культуры использовать в практике информирования. Однако трудности возникают при внедрении в практику современных разработок. (Напомним, что Н.А. Рубакин разрабатывал метод универсального тестирования читателя в 20-х гг. XX в. В библиотечном деле его идеи активной поддержки не нашли. Сложилось представление о сложности и трудоёмкости этой методики. В 1977 г. его книга “Психология читателя и книги” была переиздана без части приложений – таблиц опроса для проведения тестирования).

Представляется важным продолжение исследований в области теории индивидуального информирования как важного вида информационной деятельности, изучение информационно-психической структуры личности пользователя, усиление внимания к психологической подготовке информационных работников, призванных развивать информационную культуру в условиях образовательных, информационно-библиотечных учреждений.

Hosted by uCoz