Беспалов В.М.

ВОСПРИЯТИЕ КНИЖНОГО И ЭКРАННОГО ТЕКСТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

В нашем научном арсенале имеются значительные работы, в которых рассматриваются вопросы смыслового восприятия, понимания печатных текстов. Однако современные тенденции ведут к постоянному наращиванию чтения с экранов компьютеров. Восприятие экранных текстов имеет ряд психологических особенностей, которые пора внимательно изучать.

Такие психологические особенности можно условно подразделить на несколько направлений: медицинские и эргономические; смысловые; образные. Рассматривая первое направление, прежде всего, отметим, что на современном этапе книга является более экологичным для человека носителем информации. В отдаленном будущем, по мере совершенствования техники, возможно, положение изменится, тем более что появляются отдельные экспериментальные данные о том, что компьютер это не просто новый носитель информации и не только выход в виртуальный стиль жизни, но и объект способный к нетрадиционному прямому взаимодействию с нервной системой живого существа.

Взаимодействие с экранным материалом довольно быстро начинает сопровождаться чувством удовольствия, которое может развиваться вплоть до влечений, подобных невротическим. Библиомания встречается гораздо реже и не несет в себе столь коварных последствий. Такая особенность ведет, в частности, к четкой рекомендации для родителей: ребенка сначала надо приучить к работе с книгой и лишь потом всерьез допускать к компьютеру. Обратную последовательность реализовать чрезвычайно трудно и в итоге одна из категорий современных нечитателей – компьютерные фанаты.

При чтении с экрана сам собой поддерживается лучший наклон поверхности по отношению к оси зрения. Обеспечивается более эффективное положение тела; книгу многие люди привыкли читать лежа. На экране легче обеспечить благоприятный для глаз цветовой интерьер – преимущество голубоватых и зеленоватых оттенков.

Гораздо сложнее дело обстоит с расстоянием от считываемой поверхности до глаз. Типовое рекомендуемое расстояние до страницы 33–45 см легко обеспечить фиксированием расположения компьютера на столе. Но одновременно это расстояние недопустимо мало с точки зрения вредного влияния излучения на глаза. Уже есть масса примеров ухудшения зрения у лиц, интенсивно работавших с электронной техникой. Пока что реализуются охранительные полумеры: улучшение защитного слоя поверхностей экранов; медико-физиологические требования не превышать нормативы времени работы с компьютером (для взрослого человека – 4 часа за рабочий день; для детей 6–7 лет – 15 минут за дневной сеанс и т. д.).

При продвинутой работе с компьютером возникает больше соблазнов, отвлекающих на постороннюю тематику. В культуре чтения книги предусматривается простое освобождение рабочего места от посторонних предметов. При включенности в Интернет такие соблазны входят в состав содержания сети и не реагировать на них можно только другим путем – собственной волей и целеустремленностью.

Рассматривая особенности смыслового восприятия, отметим, их немного. Создатели электронных программ стремились воспроизвести книгу, по возможности сделать их “по образу и подобию” книги. Решающее значение имеет одинаковость способа знакового кодирования осознаваемой информации. Благодаря этому переход от чтения с листа книги к чтению с экрана происходит легко. Но не наоборот. Ибо дополняются мультимедийные средства, которые обогащают возможности одновременности действия 1-й и 2-й сигнальных систем; загрузку не только черно-белого, но и цветового зрения и т.п.

Все это расширяет диапазон взаимодействия экрана и человека, диапазон психологических связей знакового текста и психики читателя. В этом ракурсе находит объяснение и модный вопрос о “зомбирующем” влиянии экранов. Книжный текст несет в себе определенный, в каждом конкретном случае почти что неизменный заряд воздействия на типы людей. Переводя тот же текст в экранную форму, можно сильно изменять уровень воздействия. Можно повышать уровень зомбирования, а можно наоборот закладывать элементы для более творческого и личностного восприятия. Пока что на данном уровне психолого-педагогических и идеологических понятий разработчиков первая тенденция преобладает.

Что касается скорости считывания информации, то экраны предоставляют для этого несколько больше возможностей, а электронный каталог даже неизмеримо большую скорость просмотра (до 3000 описаний за 1 час). Просматриваются некоторые резервы для совершенствования.

При продвинутой работе с компьютером наблюдается еще ряд любопытных побочных психологических явлений. Техника выполняет команды, поэтому человек начинает привыкать, что его просто слушаются. Такая привычка человека приводит ко многим вытекающим последствиям в характере и поведении, когда он попадает в жизненные ситуации иного типа. Еще одно явление – появление мыслей и соображений о некой одухотворенности и самостоятельной “умности” хорошо оснащенного компьютера. Часто этому способствует то, что компъютер делает ошибки. Но уставшему оператору начинает казаться, что эти ошибки не случайны, что они как бы соответствуют “закону подлости”, что “умная“ машина специально делает именно такие ошибки, чтобы посмеяться и поиздеваться конкретно над ним. Подобные перверсии известны психологии, но разрабатывались в докомпьютерную эпоху.

Что касается образных возможностей книжно-иллюстративного сопровождения, то это описывается в пособиях по “мультимедиа”, в частности в учебном пособии А.И. Каптерева. Иллюстрации варьировать на экране можно по-разному: представлять несколько разных авторских иллюстраций или разные вариации одной иллюстрации. Это все положительные альтернативы с точки зрения развития читательского восприятия.

Можно заказывать разное форматирование текстов, в том числе и соответствующее “золотому сечению”, т.е. отвечающее наиболее гармоничным количественным соотношениям, что мы комментировать не будем, ибо это уже только для узких специалистов.

Hosted by uCoz