Баранова О.А.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ОБСЛУЖИВАНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ

Одной из главных проблем в работе с литературой по искусству является проблема эстетического воспитания читателей, формирование их духовно-нравственной системы гуманистических ценностей. Решение этой проблемы заключается в выявлении взаимосвязи, путей взаимодействия интересов к искусству и к литературе по искусству, в анализе и систематизации социально-психологических особенностей восприятия литературы по искусству читателями различных типов.

Изучение вопроса особенностей эстетического формирования и способов управления художественным восприятием личности помогает выявить и обосновать систему эстетического воздействия на читателя в рамках анализа библиотечных ресурсов по искусству и специфики их востребованности читателем. Целенаправленное потребление информации, вызванное вариативными художественными интересами, составляет специальное самообразование, проявляющееся как стадиальный процесс. Сегодня актуально выявление особенностей восприятия литературы читателем, которое помогает анализу и раскрытию читательского поведения, причин, которые воздействуют на решение стать пользователями библиотеки по искусству, что, в свою очередь, способствует оптимизации библиотечного процесса.

Воздействие на читателя произведений, сочетающих художественную функцию с функцией утилитарной, обладает своей внутренней диалектикой. Его сила в том, что люди подвергаются художественному “облучению” в самом процессе библиотечного обслуживания, отчего их деятельность одухотворяется, организуется и активизируется, получает дополнительные эмоционально-эстетические стимулы, превращается из вынужденной в желанную и радостную.

В основе взаимоотношений библиотекарь-читатель лежит общение, и оно позволяет описывать и объективировать весь реальный чувственный опыт, позволяет образно моделировать окружающий мир таким, каким он предстает в нашем восприятии, позволяет изображать предметность мыслей и переживаний.

Знание библиотекарями социальной психологии является важным фактором повышения эффективности обслуживания читателей: улучшается физическое и душевное состояние библиотекаря, повышается стрессоустойчивость, создается психологический комфорт в процессе взаимодействия, партнеры по контакту (библиотекарь-библиотекарь, библиотекарь-читатель) приобщаются к ценностям друг друга, повышается культура общения.

Библиотечное обслуживание основано на социализации и социальных ролях, их распределении в рамках массовой библиотеки. Ключевым в отношениях библиотекаря и читателя является представление о личности. Личность живет и действует в определенной социальной структуре, ее поведение обусловлено культурой определенного конкретно-исторического сообщества. Искусство в системе библиотекарь-читатель-документ является способом моделирования жизненного опыта человека, служащим получению специфической познавательно-оценочной информации, ее хранению и передаче с помощью особого рода образных знаковых систем (художественных языков). Искусство, как объект (художественная передача информации) в библиотечном обслуживании моделирует отношения библиотекарь-читатель и играет роль внутренней формы, обеспечивающей переход духовного в материальное, возможность их органического сопряжения в целостной структуре художественного образа.

Hosted by uCoz