Андрющенко А.А.

О СООТНОШЕНИИ МИРОВОГО, РОССИЙСКОГО И УКРАИНСКОГО СПОРТИВНОГО СЕГМЕНТОВ В ИНТЕРНЕТ

Библиотечное дело, располагая огромным ресурсным потенциалом, способно эффективно обслужить любую область человеческой деятельности. Отрасль физической культуры и спорта не является исключением, хотя долгое время ей как объекту библиотечно-библиографического обеспечения не уделялось должного внимания. Широкое внедрение в библиотечное дело компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно увеличивает возможности библиотек разных уровней в данном направлении. Документные ресурсы спортивной тематики каждой из них образуют как документы, созданные ею самой, так и внешняя информация, почерпнутая из мировых ресурсов. Одновременно локальные библиотечные ресурсы спортивного профиля, если они представляют интерес за пределами данного библиотечного учреждения и если обеспечен доступ к ним, превращаются в компонент не только региональных и национальных, но и мировых документных ресурсов. Данное обстоятельство чрезвычайно важно для библиотек спортивного профиля, выступающих одновременно пользователями и создателями документных ресурсов физкультурно-спортивной тематики.

Одним из основных показателей уровня библиотечного обслуживания отрасли физической культуры и спорта является создание и предоставление в пользование читателям веб-сайтов физкультурно-спортивной тематики. Как свидетельствуют анализ Интернет-ресурсов, физкультурно-спортивная тематика предоставляется в глобальной сети путем создания тематически специализированных электронных каталогов, баз данных, веб-сайтов, веб-страниц и других информационных продуктов. Каждый из вариантов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Особый интерес представляет соотношение объема и структуры российских и украинских информационных продуктов физкультурно-спортивной тематики в глобальной сети Интернет, объединенных под названием "Спорт в Интернет".

Для оценки количественных и качественных показателей российского и украинского сегментов физкультурно-спортивной тематики изучены каталоги мировых лидеров информационно-поисковых систем: Yahoo!, AOL и Google. Всего в этих каталогах обнаружено 170917 спортивных сайтов, представленных 140 разделами. Лидирующее положение занимает Google (41% ссылок на сайты).

Для анализа информационных ресурсов спортивной тематики Российской Федерации использовались поисковые системы Yandex и Rambler. Обнаружено, что в Yandex зафиксировано 5348959 обращений к слову "спорт", всего же в его БД содержится 3155419 страниц с этим словом. В Rambler поисковая машина нашла 728858 документов спортивной тематики на 30872 сайтах. В отличие от сайтов стран дальнего зарубежья, российский спортивный сегмент в Интернет отличается цивилизованностью, релевантностью и умеренной коммерционализацией. Украине при создании системы Интернет-ресурсов физкультурно-спортивной тематики, необходимо, на наш взгляд, ориентироваться, прежде всего, на российскую систему, удачно сочетающую в себе, с одной стороны, достижения мирового информационного сообщества, а, с другой, - специфические потребности и финансовые возможности отечественных пользователей.

Для изучения украинского спортивного сегмента в Интернет использовались четыре поисковые машины: "Мега", SEARCH.UANET, Asearh и Vaport . В результате удалось обнаружить 1240103 документа на 252 спортивных сайтах. Таким образом, украинский спортивный Интернет в количественном отношении представлен значительно скромнее, чем мировой в целом и российский в частности.

Качественный анализ спортивных сайтов Украины позволил сделать выводы: 1) потенциал украинского спортивного сегмента в сети Интернет недостаточно реализован, что ограничивает выбор и доступ к информации пользователей; 2) в украинском сегменте преобладают веб-сайты по футболу, недостаточно Интернет-ресурсов, посвященных баскетболу и спортивному шоппингу; 3) не представлены в УАНЕТе такие виды спорта, как фигурное катание, гимнастика, велоспорт, охота и др.; 4) все спортивные сайты можно поделить на информационные и презентационные, которые по своему профессиональному уровню можно дифференцировать на: а) имеющие профессиональное исполнение и дизайн (2% от общего числа); б) имеющие непрофессиональный дизайн, однако удачно реализованную идею сайта (15%); в) не отвечающие современным требования (свыше 80%). Подавляющее большинство украинских спортивных сайтов требуют совершенствования.

Комплексное решение задачи формирования единого информационного пространства Украины как составной мировой информационной инфраструктуры возможно при условии создания украинского физкультурно-спортивного портала в сети Интернет, интегрированного в глобальную систему информационных ресурсов данного профиля.

Hosted by uCoz