Самохина Е.О.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В НАЧАЛЕ ХХ в.

В начале минувшего столетия в профессиональных педагогических и библиотечных кругах наблюдался повышенный интерес к проблеме формирования круга чтения подрастающего поколения. Культурологи той эпохи отмечали зависимость между степенью образованности и интеллектуальности отдельной личности и уровнем духовной культуры всего общества. Пытаясь понять интеллектуальные запросы соотечественников, представители различных отраслей гуманитарного знания изучали чтение россиян всех социальных слоев. Исследования Н.А. Рубакина и Х.Д. Алчевской, проведенные на рубеже XIX–XX вв., стали классикой библиотековедческой и социологической мысли. Однако картина чтения юных россиян начала ХХ в. была бы неполной без забытых сегодня работ десятков бескорыстных подвижников – провинциальных педагогов и библиотекарей.

В 1913 г. педагог И.А. Бачалдин провел социологическое исследование читательских интересов воспитанников Вологодской духовной семинарии. Перед семинаристами были поставлены следующие вопросы:

- Что Вы читали нынешним летом?

- Что Вы читали в прошлом учебном году?

- Что из прочитанного Вами за время учения понравилось Вам особенно и почему?

- Какие книги хотелось бы Вам прочитать и почему Вам это не удалось до сих пор?

Анализируя ответы учащихся, И.А. Бачалдин отметил, что в среднем за учебный год семинаристы старших классов прочитывают 30–34 книги; в период летних каникул 10–11 книг. Исследователь познакомил педагогическую общественность с рейтингом читательских предпочтений учащихся старших классов духовной семинарии. Лидером рейтинга оказалась хорошая беллетристика: ей отдали предпочтение 59% опрошенных учащихся. 20% семинаристов среди любимых книг назвали авантюрную литературу, романы о приключениях сыщиков. Один из учеников, в частности, отмечал: “Летом прошлого учебного года я специально узнавал, что из себя представляют разные Пинкертоны, которыми так увлекается наша молодежь. Из книг последнего рода я прочел 140 штук и нашел, что они замечательно живо действуют на горячее воображение читателя”. В число любимых книг семинаристов входили и произведения русской классической литературы (романы Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева). Семинаристы достаточно подробно отвечали на вопросы педагога и охотно объясняли, почему им понравилось то или иное художественное произведение. Например, один из юных читателей описывал свои впечатления следующим образом: “Я с раннего детства был страшно влюблен в идею страдания. Мрачная и грустная поэзия М.Ю. Лермонтова нравилась мне больше всего. Достоевский со своей идеей страдания и смирения вытеснил теперь Лермонтова. С таким же мучительным удовольствием я прочел Помяловского, Чернышевского, Некрасова, Андреева и прихожу в восторг от Глеба Успенского”.

Среди книг, которые хотелось бы прочитать, семинаристы называли романы “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Обрыв”, “Обломов”, “Братья Карамазовы”, при этом многие ученики отмечали неудовлетворительное состояние школьной библиотеки. В частности, юный респондент писал об этом явлении так: “Самой главной причиной того, что классические книги были мною не прочитаны, является слишком малое количество этих книг в нашей библиотеке. Книг “Обрыв” и “Обломов” в семинарской библиотеке в прошлом году не было, потому что они были все время на руках”.

И.А. Бачалдин определил, что в период летних каникул семинаристы читают меньше, чем зимой, отдавая при этом предпочтение приключенческой литературе.

Весной 1917 г. в Москве проходил первый Всероссийский съезд преподавателей русского языка. За несколько месяцев до открытия педагогического форума в учебные заведения различных регионов России была разослана анкета, обращенная к учащимся и педагогам. Исследователи хотели получить сведения об организации библиотечного дела и внеклассном чтении воспитанников средней школы. Анкетирование учащихся преследовало цель выяснить читательские вкусы подрастающего поколения.

Проведенное исследование показало, что внеклассное чтение в большинстве школ поставлено неудовлетворительно. Казалось, что снабжать учеников книгами для внеклассного чтения должна школа, но в действительности дело обстояло иначе. Анкетирование показало, что во многих школах ученические библиотеки отсутствуют, а имеющиеся крайне бедны. Один из педагогов охарактеризовал ученическую библиотеку как “…книгохранилище, забитое случайно пожертвованным хламом”, а преподаватель казенной провинциальной гимназии с горечью писал, что ученическая библиотека не пополняется, а то, что есть, “состоит из учебников и шибающей в нос беллетристики”. Ответы учащихся на вопрос “Откуда Вы берете книги для чтения?” содержат указания на частные и городские библиотеки. Почти все респонденты отмечали недостаточное финансирование школьной библиотеки. Например, максимальная сумма средств, отпущенных на содержание школьной библиотеки, упомянутая провинциальными педагогами, составляла 500 рублей в год. Встречаются и непосредственные указания на то, что школьная библиотека “пополняется крайне скупо”, “по мере средств”.

Заведовали школьными библиотеками преподаватели русского языка, классные дамы и классные наставники и только в двух случаях встречаются указания на библиотекарей, получивших профессиональную подготовку и знакомых с детской литературой. Почти все заведующие отмечали недостаток специальных знаний и невозможность уделять много времени библиотеке. Чаще всего их деятельность сводилась к механической выдаче и приему книг. Подобные замечания встречаются постоянно, а рядом с ними жалобы учеников на то, что книги выдаются редко. Во многих анкетах школьники высказывают желание помогать библиотекарю.

Среди любимых учеников старших классов произведения И.А. Куприна, Л.Н. Андреева, Ф.М. Достоевского и зарубежных классиков: Г. Ибсена, Д. Лондона, К. Гамсуна.

Многие педагоги, отвечавшие на вопросы анкеты, указывали на необходимость руководства чтением подрастающего поколения. Учителя отмечали, что литературные кружки, выразительное чтение наставника, инсценировка литературного произведения не только эмоционально сближают педагога и воспитанников, но и способствуют пробуждению интереса к чтению, расширению читательского кругозора школьников.

Hosted by uCoz